Махмуду Ахмадинежаду грозят 74 удара плетьми

Monday, 13 May. 2013

Жалобу на действующего главу государства подал Наблюдательный совет. А наказанием за нарушение предвыборного законодательства Ирана может стать 74 удара плетью.

Впрочем, в правительстве Исламской Республики эту информацию опровергают. Пресс-секретарь кабмина заявил, что Ахмадинежад действовал как частное лицо. Поэтому ничего противоречащего законам в его действиях нет.

Сам Ахмадинежад доволен высоким интересом в мире к иранским президентским выборам. Согласно конституции Ирана, Махмуд Ахмадинежад не может добиваться переизбрания на третий срок подряд. Действующий президент сразу дал понять, что готов поддерживать именно Рахима Машаи.

"Я знаком с Машаи уже 28 лет. Он - набожный и практичный человек. Машаи - это Ахмадинежад, а Ахмадинежад - это Машаи", - заявил президент Ирана в интервью The Washington Post.

Регистрация кандидатов на пост президента Ирана завершилась. В списке - более четырехсот пятидесяти человек. Среди них - многие известные политики. Например, Манучер Моттаки - экс-глава МИД, Мохаммад Калибаф - мэр Тегерана и друг Ахмадинежада, и Саид Джалили, который ведет переговоры по ядерной программе. Баллотироваться решил и 79-летний Али Рафсанджани, бывший президент Ирана.

Теперь кандидатуры рассмотрит особый Наблюдательный совет. Он вычеркнет из списка всех недостойных, а остальных допустит к выборам. Само голосование намечено на 14 июня 2013 года.

Главная интрига разворачивается вокруг фигуры главы президентской администрации Эстфандьяра Рахима Машаи, против кандидатуры которого выступает консервативное иранское духовенство. Основными противниками Машаи могут стать фигуры, непосредственно приближённые к духовному лидеру Ирана, аятолле Али Хаменеи. Это, в первую очередь, экс-глава МИД, а ныне советник духовного лидера по международным вопросам Али Акбар Велаяти, а также бывший шеф полиции и нынешний мэр Тегерана Мохаммад Багер Голибаф.

Оба кандидата считаются яркими представителями консервативного духовенства. Что касается либералов, то они, по всей видимости, не смогут принять участия в выборах: после подавления многотысячных акций протеста в 2009 году часть оппозиционных лидеров находится под домашним арестом, а у других могут возникнуть проблемы с прохождением "вторичного отбора".

Совет стражей конституции имел бы все основания не допустить президентского ставленника до выборов, если бы не одно "но". Ещё 19 февраля Махмуд Ахмадинежад заявил, что в случае, если Машаи не будет допущен до выборов, то он признает их результаты недействительными.

Поскольку за проведение выборов отвечает Министерство внутренних дел, а оно подчиняется президенту, такая возможность у Ахмадинежада действительно есть. Пойдёт ли духовенство на этот риск или всё же допустит до участия в выборах неудобного кандидата - ответ на этот вопрос станет для Ирана главной предвыборной интригой.

"Вести.Ru"