В эпоху убеждения рынок "сам всё отрегулировал", и катастрофа российской компьютерной отрасли свершилась

Sunday, 5 May. 2013

Поскольку подавляющее компонентов для компьютерной электроники производится по штатовским лицензиям, то теоретически даже китайские чипы купить нельзя. Да что китайские - "Т-Платформы" теперь не смогут заказать производство даже собственноручно разработанных микросхем - ведь везде используются американские технологии!

Президент России Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию назвал это "проявлением недобросовестной конкуренции". И действительно - какое удивительное совпадение! "Т-Платформы" уже довольно долго занимаются суперкомпьютерной техникой, а стоило им догнать американских "коллег" и начать наступать им на пятки в Европе, как в США обнаружили, что "деятельность компании связана с разработкой компьютерных систем для военных целей и с производством компьютеров для ядерных исследований"! Да все суперкомпьютеры мира являются сегодня "приборами двойного назначения", ибо сама математика, для которой они  построены, решает задачи принципиально многоцелевые!

Но как бы то ни было, США своё решение приняли. Что делать в этой ситуации нам, России? Ведь угроза, получается, нависла вообще над всей суперкомпьютерной областью наших технологий. Неизвестно, как обстоят дела с комплектующими в наших ядерных центрах, но во всяком случае на планах создания крупнейшего в Европе суперкомпьютера мощностью в 10 петафлопс для Российской академии наук может быть поставлен жирный крест. Там хоть и собственная архитектура, да базируется она на процессорах американской корпорации Intel!

Что ж, если проанализировать задачу, как если бы мы ставили её перед той же супер-ЭВМ, то в исходных условиях неизбежно окажется пункт под названием "монополизм". Монополизм США на комплектующие, на технологии, на производство. А поскольку в нынешнюю эпоху компьютеры и компьютерные технологии - неразрывная составная часть военной техники, то при каком-нибудь обострении международной обстановки Россия может попасть в очень сложную ситуацию.

Впрочем, спасибо американцам - "звоночек" прозвучал. И то, что реакция на него озвучена на уровне первого лица государства, - показатель, что проблемой займутся серьёзно.

Однако то, что напрашивается, - переговоры по линии ВТО, симметричное давление на американских экспортёров, даже, как уже кто-то остроумно предложил, введение в дело суперорудия по имени Геннадий Онищенко, - помочь в данном случае может. Но в целом проблему не снимет. Потому как корни её в том, что пятый технологический уклад - компьютерный - Россия пропустила. Не только в смысле ключевого его фактора - производства собственных микроэлектронных компонентов, - но, так сказать, идеологически. Как раз в годы перехода на компьютерный уклад, в конце 1960-х годов, руководство СССР приняло решение заменить все отечественные разработки ЭВМ на систему т.н. "Единого Семейства ЭВМ" /ЕС ЭВМ/. Возможно, оно было бы даже полезным, если бы ЕС ЭВМ создавалось на отечественной базе. Но его было решено сделать на базе архитектуры IBM 360.

Говорят, голландский классик программирования Эдсгер Вибе Дейкстра считал крупнейшей победой США в холодной войне то, что в Советском Союзе стали производить компьютеры фирмы IBM.

Ну, а дальше пришла эпоха убеждения, что рынок "сам всё отрегулирует", и катастрофа российской компьютерной отрасли свершилась…

Так что сегодня догонять уже поздно. Тем более что на дворе уже шестой технологический уклад в свои права вступает. И вот здесь у России все возможности не просто нагнать своё отставание, но самой стать монополистом на новые вычислительные технологии. Вот только связаны они будут не с электронными, а с квантовыми компонентами. Квантовые компьютеры и квантовые каналы связи уже сегодня глубоко разрабатываются в Физическом институте Академии наук /ФИАН/ и, как утверждают учёные, предлагают "совершенно необычайные перспективы".

Это компьютеры на принципиально новой основе. Они используют в качестве способа вычисления просто другую логику, другие физические механизмы. Вычисления происходят на языке обмена не электронными импульсами, а на языке обмена квантовыми состояниями микрообъектов. А квантовые состояния увеличивают скорость вычисления на много порядков. Плюс - полная защищённость информации на физическом уровне. Потому что информация заключена опять же в том же квантовом состоянии световых потоков. Как только её прослушивают, то есть воздействуют на это самое квантовое состояние, - оно "портится". И это сразу видно на приёмном конце сети.

Иными словами, не надо будет просить у монополиста разрешения использовать его процессоры в наших машинах. И тем более нет смысла возвращаться к началу и в интересах национальной безопасности создавать сызнова электронную промышленность. Есть возможность в интересах национальной безопасности сразу выйти на производство вычислительно-информационных комплексов на новых физических принципах. Принципах, которыми наши учёные уже владеют!

Но… И здесь у нас намечается отставание! Причина всё та же - недостаток финансирования. И перспективы не восхищают: науку деньгами, мягко говоря, не насыщают. Но, может быть, сегодняшний "звоночек" заодно напомнит, чем обернулась экономия на входе в предыдущий технологический уклад?

Александр Цыганов
ИТАР-ТАСС