"Есть ощущение, что российские власти интенсифицируют атаку на представителей гражданского общества"

Saturday, 6 April. 2013

"На мой взгляд, чтобы сделать его более эффективным, было бы неплохо законодательно прописать материальную ответственность тех организаций, которые попадают под действие этого закона и не предоставляют четкую информацию об источниках поступления средств из-за рубежа", - рассказал Старшинов ИТАР-ТАСС.

По его мнению, полученные такими НКО средства необходимо "в обязательном порядке изымать и направлять, например, в какой-то фонд, из которого они будут перераспределяться представителями добросовестных НКО на наиболее приоритетные направления их деятельности, например работу с детьми, с инвалидами - туда, куда они посчитают нужным".

Отвечая на вопрос о возможном количестве таких "нерадивых" организаций, депутат предложил дождаться результатов проверок НКО. В марте в российских НКО начались масштабные проверки, которые проводят сотрудники прокуратуры, Минюста и Федеральной налоговой службы. Проверке среди прочих подверглись общество "Мемориал", российские представительства международных организаций Amnesty International, Transparency International и Human Rights Watch, движение "За права человека", фонд "Общественный вердикт", организация "Гражданское содействие" многократного номинанта на Нобелевскую премию мира Светланы Ганнушкиной и Московская Хельсинкская группа.

В Минюсте объяснили, что массовые проверки НКО проводятся для выявления так называемых иностранных агентов. В Генпрокуратуре, в свою очередь, утверждали, что НКО проверяют на основании данных о деятельности запрещенных экстремистских организаций.

За время действия закона об НКО уже был случай, когда правозащитная организация "Щит и меч" из Чувашии обратилась в Минюст с просьбой включить ее в список иностранных агентов, но получила отказ без объяснения причин. "Газета.Ru" писала, что юристы Минюста не знают, как применять на практике этот закон.

Вчера Путин призвал СМИ не пугать людей сообщениями о проверках в НКО.

Об этом российский президент заявил в интервью немецкой телерадиокомпании ARD. "Не нужно никого пугать, что здесь кого-то хватают, арестовывают, конфискуют, хотя, может быть, и стоило конфисковать, если люди нарушают закон. Предусмотрены какие-то административные санкции, но я считаю, что это абсолютно в рамках цивилизованных правил", - сказал он. Корреспондент ARD заметил Путину, что "очень много немцев с обеспокоенностью следят за облавами в представительствах германских фондов в России", а "российская общественность, должно быть, запугана". "Это вы пугаете немецкую общественность. Ничего подобного не происходит - не надо людей пугать. Надо освещать события объективно", - ответил ему президент.

По данным Путина, в России действуют 654 неправительственные организации, получающие деньги из-за рубежа.

Только за 4 месяца после принятия закона на счета этих организаций из-за границы поступило 28,3 млрд рублей - это почти $1 млрд, причем 855 млн рублей пришли через дипломатические представительства. "Разве наше общество не должно знать, кто и на что получает деньги?" - задал вопрос Путин.

В конце марта президент решил увеличить финансирование социально ориентированных НКО в 1,5 раза. Он подписал распоряжение о господдержке этих НКО в 2013 году в размере 3 млрд рублей. 2,3 млрд рублей - это президентские гранты, а 630 млн рублей предоставит регионам Минэкономразвития на конкурсной основе. Конкурс организован в соответствии с постановлением правительства от 23 августа 2011 года о поддержке социальных НКО. Согласно этому документу, приоритетное направление субсидирования - сиротство, поддержка материнства и детства. За два года существования программы 17 НКО из этой категории получили деньги. Среди них, например, "Союз женщин России", который публично высказывался в поддержку курса Путина и участвовал в прокремлевских митингах.

Директор Amnesty International Сергей Никитин отметил в беседе с "Газетой.Ru", что инициатива Старшинова вызывает еще большее недоумение, чем дискриминационный закон об НКО: "Есть ощущение, что российские власти интенсифицируют атаку на представителей гражданского общества". По его словам, понятие иностранного агента не должно касаться Amnesty International, так как в законе об НКО говорится только о российских организациях, а Amnesty International зарегистрировано как представительство иностранной организации.

Глава движения "За права человека" Лев Пономарев полагает, что заявление Старшинова спровоцировано вчерашними жесткими словами Путина: "Он уловил некоторую тенденцию и постарался ее усилить, довести ее до абсурда". Правозащитник добавил, что движение ни за что не будет регистрироваться как агент.

"Газета.Ru"