Эксперты: безопасность украинских АЭС остается спорной
Все украинские атомные электростанции (АЭС) работают в безопасном режиме. Такой вывод содержится в Докладе о состоянии ядерной и радиационной безопасности страны в 2012 году, который 23 апреля в Киеве представила Государственная инспекция ядерного регулирования Украины. Независимые эксперты, которых DWпопросила прокомментировать результаты доклада, сомневаются в способности государства обеспечить радиационную безопасность АЭС.
Авария на "безаварийных" АЭС?
12 февраля 2013 года на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС) обвалилась часть крыши и стены машинного зала, разрушенного взрывом четвертого энергоблока в 1986 году. Однако в ходе презентации доклада в Киеве первый зампредседателя госинспекции ядерного регулирования Михаил Гашев заявил, что "с начала нынешнего года не было ни одного отклонения в работе всех пяти площадок атомных станций". Да и вообще, на площадках украинских АЭС в прошлом году "не было зафиксировано ни одной аварийной ситуации, грозившей нарушениями радиационной безопасности". По словам чиновника, на всех пяти АЭС Украины действует система радиационного контроля, данные которой в режиме онлайн круглосуточно поступают в Киев.
Тем не менее в итоговый доклад инспекции была включена рекомендация о повышении уровня радиационной безопасности. По словам Гашева, это означает, что АЭС должны оснащаться мобильными автономными системами по предотвращению расплавления активной зоны реактора. "Это мобильные дизельные электростанции, мотопомпы, насосные станции, которые будут работать даже в условиях полного обесточения площадки АЭС в случае стихийных или техногенных катастроф", - сообщил чиновник.
Ядерных блоков может стать больше
По официальным данным, в настоящее время Украина вышла на четвертое место в мире по использованию электроэнергии, которую вырабатывают АЭС. Председатель Госинспекции ядерного регулирования Елена Миколайчук подтвердила, что в соответствии с Энергетической стратегией Украины, ее ведомство рассматривает проектные документы по строительству дополнительных третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС.
Вместе с тем, она отказалась оценивать целесообразность этих мер для страны, которая в 1986 году пережила крупнейшую в мире техногенную катастрофу на Чернобыльской АЭС. "Строительство новых энергоблоков предусмотрено государственной энергетической стратегией. Наша функция - обеспечить соответствие нового строительства требованиям безопасности", - сказала Миколайчук.
В свою очередь эксперт Национального экологического центра Украины Артур Денисенко в интервью DW сообщил, что победивший на тендере проект строительства третьего энергоблока на Хмельницкой АЭС предусматривал использование конструкций, сооруженных еще во времена СССР. В настоящее время, по словам эксперта, возникла тупиковая ситуация, поскольку оказалось, что использовать при достройке эти конструкции "можно либо частично, либо вообще невозможно".
Небезопасный компромисс
Ядерная энергетика - это всегда компромисс между экономикой и безопасностью, считает Денисенко. "Если государство было не в состоянии спрогнозировать и предотвратить обвал крыши на ЧАЭС, как оно может решать еще более масштабные задачи по строительству новых атомных энергоблоков и по продлению ресурса старых?" - задал эксперт риторический вопрос.
В ответ на официальные заверения в безаварийности украинских АЭС Денисенко отметил, что если "на самом опасном ядерном объекте в мире - ЧАЭС - происходит обвал крыши, то это означает недостаточное внимание государства к проблеме обеспечения радиационной безопасности". Денисенко назвал символичным тот факт, что обвал крыши случился сразу после завершения общественных консультаций по проблеме окончательного выведения из эксплуатации остановленных трех уцелевших энергоблоков ЧАЭС, состоявшихся в начале февраля 2013 года.
В свою очередь, национальный координатор по энергетическим проектам международной сети CEE Bankwatch Network Ирина Головко в интервью DW подчеркнула, что хотя Госинспекция ядерного регулирования и принимает "окончательное решение" о вводе в строй ядерных объектов, оно может оказаться в ситуации, когда у него не будет выбора и возможности принять альтернативное решение. "Например, сейчас подходит к концу срок работы первого энергоблока Южно-Украинской АЭС, но пока разработан только план продолжения его работы и нет никакого плана по выведению блока из эксплуатации", - отметила эксперт.
Deutsche Welle