Польша ждет обломков самолета Леха Качиньского
Польша добивается скорейшей передачи обломков самолета, однако Москва настаивает на необходимости оставить их в России на время расследования, так как может возникнуть необходимость проведения дополнительных экспертиз.
Официальные лица в Варшаве подчеркивают, что затягивание с передачей обломков может повредить двусторонним отношениям. Российские власти в ответ лишь заявляют, что предпринимают все шаги, чтобы передача состоялась как можно скорее.
Самолет Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек, в том числе президент страны Лех Качиньский, его супруга и представители высшего руководства Польши, направлявшиеся на памятные мероприятия в Катынь.
В 2011 году Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами - недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
Впоследствии МАК опубликовал отчет, в котором приписал главнокомандующему ВВС Польши генералу Анджею Бласику "давление на экипаж", однако польская прокуратура не согласилась с этим выводом комиссии.
Отдельные польские политики неоднократно высказывали сомнения в правдивости версии российской стороны о причинах крушения и заявляли, что катастрофа могла быть спланирована, однако эта информация официально опровергалась властями России и Польши.
Во вторник стало известно, что Польша в очередной раз продлевает следствие по делу о катастрофе еще на полгода.
"Русские боятся"
Год назад, во вторую годовщину трагедии под Смоленском, брат покойного президента Ярослав Качиньский, возглавляющий основную оппозиционную партию "Закон и справедливость", заявил, что крушение самолета было подстроено.
Он отказался принимать участие в официальных памятных мероприятиях и организовал собственную траурную церемонию, принеся вместе со своими сторонниками цветы, свечи и деревянный крест к президентскому дворцу в Варшаве.
В августе прошлого года группа депутатов парламента Польши от партии Качиньского опубликовала доклад, опровергающий официальные выводы о причинах крушения Ту-154. По мнению его авторов, причиной катастрофы стали не плохие погодные условия и ошибка пилотов, а взрывы на борту.
В конце октября 2012 года польская газета Rzeczpospolita написала о якобы обнаруженных следах взрывчатки на обломках самолета, однако Главная военная прокуратура Польши, ведущая следствие, опровергла эти сведения.
С похожими обвинениями в адрес российских властей и лично президента страны Владимира Путина выступили участники митинга у российского посольства в Варшаве, который прошел накануне третьей годовщины катастрофы под Смоленском.
Как заявил в конце марта министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, Россия не возвращает обломки разбившегося лайнера из-за деятельности сторонников теории заговора.
"Русские сказали нам, что боятся, что, когда отдадут нам обломки, Мацеревич найдет на них следы атомной бомбы. Иррациональное с одной стороны порождает иррациональное с другой, и поэтому, среди прочего, не решена эта болезненная для нас проблема", - сказал министр, сославшись на высокопоставленного российского дипломата, имя которого он не назвал.
Антони Мацеревич, о котором говорил Сикорский, возглавляет польскую парламентскую группу по расследованию причин катастрофы. Он был одним из авторов доклада, оспаривающего официальную версию.
Результаты расследования
Президентский лайнер разбился утром 10 апреля 2010 года неподалеку от аэропорта "Смоленск-Северный", пытаясь совершить посадку в густом тумане.
На борту самолета вместе с президентом Лехом Качиньским и его супругой находились представители высшего руководства Польши и общественные деятели, направлявшиеся на мероприятия в связи с 70-летием Катынской трагедии. Все 96 человек, находившиеся на борту, погибли.
В январе 2011 года Межгосударственный авиационный комитет обнародовал окончательный отчет о результатах расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром. В числе других причин были названы недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
В ходе расследования также выяснилось, что в кабине пилотов непосредственно перед крушением находился главком ВВС Польши Анджей Бласик, в крови которого было обнаружено повышенное содержание спирта.
Согласно отчету МАК, это могло повлиять на принятие экипажем решения о посадке воздушного судна. По мнению же польской стороны, присутствие посторонних в кабине самолета "не имело решающего влияния на произошедшие события".
В рамках польского расследования падения самолета есть один обвиняемый - бывший заместитель главы Бюро охраны правительства Павел Белявны, которому вменяют халатность во время подготовки визитов в Россию премьер-министра Дональда Туска 7 апреля и президента Качиньского 10 апреля 2009 года.
Кроме того, чиновника обвинили во внесении ложных записей в официальные документы.
"Би-би-си"