Уильям Браудер: не собираюсь в пыточную камеру
5 марта в МВД России заявили, что главе фонда Hermitage Capital инкриминируется хищение акций "Газпрома" в рамках нового уголовного дела и в ближайшее время ему предъявят обвинение.
Следствие заявило, что Браудер якобы пытался незаконно получить акции "Газпрома" на сумму 2,134 млрд рублей, однако в Hermitage Capital называют подобные обвинения абсурдными. Депутат Думы Владимир Жириновский пошел еще дальше и заявил, что британский инвестор скупал акции "Газпрома" с целью "прямого продолжения политики США - чтобы взять под контроль российский энергетический сектор".
С Уильямом Браудером беседовал корреспондент Русской службы Би-би-си Рафаэль Сааков.
Би-би-си: C какой целью Вы скупали акции "Газпрома" и собирались ли вы влиять на деятельность российского газового монополиста?
Уильям Браудер: Цель покупки акций "Газпрома" заключалась в том, чтобы инвестировать в российскую экономику, поскольку "Газпром" является крупнейшей компанией в экономике России. Практически каждый иностранный инвестор в России вкладывает средства в акции "Газпрома".
Мы заметили, что в компании процветало мошенничество в огромных масштабах. Мы начали расследовать случаи мошенничества и обнаружили, что руководство "Газпрома" похищало миллиарды долларов из компании и никто даже не пытался их остановить. Мы решили хотя бы попытаться остановить мошенничество с помощью наших расследований. Мы также пытались убедить акционеров избрать одного из наших представителей в совет директоров "Газпрома", чтобы постоянно напоминать им, что кто-то знает об этом мошенничестве.
- МВД России утверждает, что вами использовались нелегальные схемы финансирования. По какой схеме вы приобретали акции "Газпрома"?
- Каждая без исключения компания, торгующая ценными бумагами в России, в свое время создавала дочерние структуры, чтобы легально инвестировать в акции "Газпрома".
Если бы в этом было что-то противозаконное, исходя из логики сегодняшнего заявления МВД, тогда каждый иностранный инвестор в России мог быть арестован прямо сейчас. Эти легальные схемы с использованием дочерних компаний были одобрены непосредственно "Газпромом" и Федеральной комиссией по ценным бумагам.
Закон не запрещает иностранцам владеть акциями "Газпрома". В законе сказано лишь, что компании, где иностранный капитал составляет более 51%, не могут владеть акциями "Газпрома".
- Не сожалеете ли вы сейчас о том, что в начале 2000-х фактически поддерживали Владимира Путина в его борьбе с олигархами?
- Сейчас уже очевидно, что Путин боролся с олигархами только для того, чтобы самому стать крупнейшим олигархом. И я понимаю, что ошибался в том, что доверял ему. Сегодня моя позиция, конечно, изменилась.
- Каковы, на ваш взгляд, основные причины обвинений, которые вам инкриминируют?
- Это делается в отместку за нашу кампанию по борьбе за справедливость в отношении Сергея Магнитского. Правоохранительные органы убили Сергея Магнитского, поскольку он раскрыл основную коррупционную схему в правительстве. Мы боролись за то, чтобы наказать убийц и обличить людей, которые воспользовались этой схемой. И это является причиной возмездия.
- Вы верите в то, что территориальные рамки действия "Акта Магнитского" будут расширяться, в том числе в Европе?
- "Акт Магнитского" является тем инструментом, который Запад может использовать для противодействия безнаказанности и криминалу, который происходит в России. И это ничего не стоит – европейские страны могут совершенно бесплатно отказывать в визах и замораживать счета тех, кто нарушает права человека в Россию. Я убежден, что эта позиция получит распространение во всей Европе подобно санкциям против Южной Африки времен апартеида.
- Какой будет ваша реакция, если следователи предъявят вам обвинение?
- Они намерены выдвинуть против меня обвинения за различные фиктивные преступления. Путин дал поручение правоохранительным органам, чтобы меня обвинили в любых преступлениях, которые только возможны, какими бы ложными или абсурдными ни были эти обвинения. Так что, думаю, против меня в ближайшем будущем будет запущено множество уголовных дел.
- И как вы отреагируете на это?
- Очень спокойно.
- Какими, в таком случае, будут ваши следующие шаги?
- Мои следующие шаги достаточно очевидны - распространение санкций Магнитского в Европе и замораживание банковских счетов тех людей, которые украли 230 миллионов долларов, что было раскрыто Сергеем Магнитским.
- Вы не планируете посещать Россию в ближайшее время?
- Если бы я хотел отправиться в пыточную камеру… Думаю, не очень разумно возвращаться в Россию, чтобы со мной обращались так же, как обращались с Сергеем Магнитским.
"Би-би-си"