США откажут России в многократном визите
"Пока все идет к тому, что Обама приедет лишь в сентябре на саммит G20 в Санкт-Петербурге", - говорят источники "Ъ". Тем не менее Вашингтон не оставляет попыток вывести из тупика отношения с Москвой. Этому будут посвящены переговоры вице-президента США Джо Байдена с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в субботу в Мюнхене, а также приезд в Москву в феврале эмиссара главы Белого дома Тома Донилона - для встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.
В Москве, по данным "Ъ", хотели бы, чтобы визит Барака Обамы состоялся в июне-июле - до сентябрьского саммита G20 в Санкт-Петербурге. Однако у США есть одно важное условие. Как заявил "Ъ" старший научный сотрудник вашингтонского отделения Международного института стратегических исследований Сэмьюэл Чарап, "если Обама и приедет в Россию до G20, то лишь в случае прорыва в сфере контроля над вооружениями и нераспространения". По словам эксперта, "ядерная корзина" для Обамы - "личный приоритет в отношениях с Москвой".
В связи с этим собеседники "Ъ" в Госдепе США признают: выйти на конкретные договоренности по сокращению вооружений к лету стороны вряд ли успеют. "На сегодня отдельный визит Обамы в Москву представляется крайне маловероятным", - сообщил "Ъ" источник в Госдепе. "Пока все идет к тому, что Обама приедет лишь в сентябре на G20", - подтверждает еще один американский дипломатический источник "Ъ". По признанию собеседников "Ъ", переговоры о визите осложняются нынешним негативным фоном в отношениях двух стран, а также принципиальной позицией РФ, которая ставит возможность сокращения вооружений в зависимость от прогресса по ПРО.
Как пояснил "Ъ" старший вице-президент ПИР-Центра, генерал-лейтенант запаса Евгений Бужинский, "президенту Обаме, в свое время провозгласившему приверженность концепции "глобального нуля", предполагающей отказ от ядерного оружия во всем мире, сегодня было бы важно продемонстрировать прорыв на переговорах с Москвой". "США заинтересованы в дальнейшем снижении уровня российского ядерного потенциала - идет ли речь о развернутых стратегических боеголовках или о тактическом ядерном оружии, по которому у Москвы сохраняется перевес, - говорит эксперт. - Но рассчитывать на то, что по этим вопросам будут подвижки без достижения компромисса по главному раздражителю для Москвы, проблеме ПРО, - несерьезно".
По оценке эксперта, после подписания договора СНВ-3 Москва не заинтересована в обозримом будущем снижать уровни боеголовок еще больше, да и тактическое ядерное оружие в оборонной доктрине РФ играет гораздо большую роль, чем в стратегии США. "Америку окружают союзники - Канада и Мексика и два океана, поэтому для защиты ее территории тактическое ядерное оружие имеет минимальное значение. Для России же, под боком у которой находятся ядерные и пороговые страны, это оружие остается эффективным средством ядерного сдерживания", - пояснил "Ъ" господин Бужинский.
В этих условиях ключевым, по его словам, "становится вопрос, сумеют ли стороны найти компромисс по ПРО, что потребует от двух президентов огромной политической воли". "Варианты компромисса существуют, - говорит эксперт. - Одним из них может стать политическая декларация по ПРО по типу Римской декларации РФ-НАТО 2002 года, которую не нужно будет утверждать в Конгрессе США как юридически обязывающий документ. Эта декларация должна будет подтвердить ненаправленность евроПРО против РФ. Кроме того, Обама должен будет снять одну из основных российских озабоченностей - отказаться от размещения средств перехвата и обнаружения на территории Польши и в акватории Балтийского моря".
То, что администрация Обамы пойдет на слишком большие уступки Кремлю в надежде преломить нынешний негативный тренд в двусторонних отношениях, уже вызывает опасения в Конгрессе. Это следует из письма члена комитета Палаты представителей по вооружениям, республиканца Майка Роджерса вице-президенту США Джозефу Байдену, датированному 30 января. Его копию опубликовало вчера издание Foreign Policy.
Конгрессмен написал письмо в преддверии встречи Джозефа Байдена с главой МИД РФ Сергеем Лавровым, которая состоится в субботу "на полях" международной конференции по безопасности в Мюнхене. Майк Роджерс просит вице-президента уточнить, о чем пойдет речь на этих переговорах и что содержится в послании Барака Обамы президенту РФ Владимиру Путину, которое в феврале привезет в Москву советник главы Белого дома по нацбезопасности Том Донилон. Как уже сообщал "Ъ", эмиссара президента США в Москве ждали в конце января, однако его приезд был отложен.
"Насколько я понимаю, господин Донилон планирует передать президенту Путину личное письмо от президента Обамы, в котором формулируются планы президента США по дальнейшему сокращению американских вооружений, а возможно, и по договоренностям о системе ПРО, направленные на то, чтобы усадить Россию за стол переговоров", - пишет Майк Роджерс. В связи с этим он и другие конгрессмены опасаются, что Барак Обама договорится с Владимиром Путиным о сделке, не требующей одобрения Конгресса, а то и вовсе пойдет на одностороннее сокращение ядерных арсеналов.
Так что позиция Конгресса может стать дополнительным препятствием для визита в Россию Барака Обамы.
"КоммерсантЪ"