Шестьдесят лет Великому лондонскому смогу
Этот смог оказался гораздо хуже обыкновенного, к которому лондонцы к 1952 году уже давно привыкли.
Видимость была настолько низкой, что городские автобусы и такси просто не вышли на маршрут, и единственным видом транспорта осталось метро - куда и устремились все спешившие на работу горожане.
В Ист-энде туман был настолько густым, что люди не видели своих ботинок, а животные на сельскохозяйственной выставке Смитфилд падали замертво.
По сообщению метеобюро, от концентрации токсинов в воздухе коровы в полях задыхались до смерти.
Черный дым
Когда министерство здравоохранения сравнило уровень смертности с 6 до 20 декабря с предыдущими неделями, то оказалось, что жертвами смога стали от 3412 до 4075 британцев.
Причиной смерти были в основном респираторные заболевания: из "внеплановых" смертей за неделю до 13 декабря 59% были вызваны проблемами дыхательных органов, а во вторую неделю "горохового супа" эта доля составила уже 76 процентов.
Основной загрязнитель - ядовитый сернистый газ - шел из печных труб: потребление угля, которым тогда обогревалась вся Британия, в чрезвычайно морозные дни декабря 1952 года подскочило до рекордных уровней.
Результатом Великого Смога стал закон "О чистом воздухе" 1956 года, которым были введены меры для сокращения загрязненности атмосферы в британских городах, и в первую очередь - запрет на топку углем.
Черный дым из печных труб был поставлен под запрет. Хозяевам жилых помещений стали давать субсидии на переоборудование угольных печей под другое топливо, которое не давало столько дыма.
Общество согласно во мнении, что этот закон значительно улучшил здоровье британцев. Но появились новые угрозы для чистоты атмосферы, и смертность от загрязнения воздуха в последние годы, увы, не идет вниз.
Как утверждает юрист экологической организации ClientEarth ("Клиент - Земля") Алан Эндрюс, каждый год от загрязненного воздуха умирают 4300 жителей Лондона (по всей Британии - 29 тыс., по данным правительственного департамента окружающей среды).
Яд выбрасывают уже не печные, а выхлопные трубы автомобилей, и это уже не сернистый, а бурый газ - диоксид азота, говорит Эндрюс. "Британия не отвечает требованиям Евросоюза по чистоте воздуха", - убежден он.
"Считается, что уровень диоксида азота в Лондоне выше, чем в любой другой европейской столице. А на самых загруженных улицах - Брикстон-роуд и Патни-Хай-стрит - предельно допустимый уровень превышен втрое".
Проблемная территория
До 2025 года ситуация в Лондоне радикально не изменится, подсчитали в ClientEarth на основе правительственных прогнозов. В 16 регионах и городах Британии стандарты ЕС по чистоте воздуха не будут достигнуты вплоть до 2020 года.
Доктор Франк Келли - профессор экологической медицины в лондонском Кингз Колледже, говорит, что в 1950-х новые законы спасли страну, но сейчас требуется новое законодательство.
"Автомобилей в гаражах и на улицах стало радикально больше, больше стало такси и автобусов - это новый вид токсичных выбросов. нужно снова принимать закон", - считает Келли.
Введение платы за въезд в центр Лондона в 2003 году и создание "зоны низких выхлопов" в 2008-м, по его мнению, едва ли дало заметный эффект. Профессор Келли говорит, что загрязнение воздуха остается ключевым фактором в возникновении болезней сердца, инсультов и диабета - главных "убийц" в Британии.
По стандартам Евросоюза, ежедневный уровень содержания вредных веществ в воздухе не может превышать предельно допустимый больше, чем 35 дней в году. В Лондоне в текущем году этот лимит был исчерпан уже в апреле.
Департамент окружающей среды заверяет, что власти в курсе проблемы.
"Качество воздуха в последние десятилетия значительно улучшилось и сейчас в целом - очень хорошее. Почти вся страна соответствует нормам ЕС по всем видам загрязняющих веществ", - заявили в департаменте.
По словам представителя ведомства, Лондон, наряду с другими крупными британскими городами, - это "ограниченная проблемная территория".
"Би-би-си"