Посланию президента России добавили безопасности
По просьбе Совета безопасности РФ в сентябре-ноябре с.г. группой экспертов комиссии ОП по проблемам национальной безопасности был подготовлен и отправлен в Кремль соответствующий доклад (более 150 страниц) по актуальным проблемам участия гражданского общества в обеспечении национальной безопасности. Такой заказ ОП получила впервые.
При этом подчеркивается, что доклад несекретный (он имеется в распоряжении "НГ") и основан на открытых материалах правительства, Счетной палаты, силовых структур, социологических центров и т.п. Правда, эти материалы в систематизированном виде в СМИ до сих пор не публиковались.
По данным социологического исследования, которое приводится в докладе, лишь 15% опрошенных считают (в основном старше 45 лет), что институты гражданского общества оказывают "определенно положительное влияние" на состояние национальной безопасности. Между тем почти половина респондентов в это не верит. И это в основном молодые люди, которые знакомы со стандартами демократического государства: они оценивают влияние гражданского общества на ситуацию в армии и флоте как минимальное. Что, конечно же, ближе к истине.
5% опрошенных считают, что институты гражданского общества отрицательно влияют на национальную безопасность. Среди них значатся чиновники, причем весьма высокого ранга. Именно они выступают с различного рода инициативами, направленными на урезание прав и свобод граждан (права на собрания, митинги, деятельность НПО, контроль над СМИ и т.п.). "Главное, чтобы с подобными оценками и выводами разобрались в Совбезе, администрации президента. Чтобы не воспринимали действительные проблемы в розовом цвете", - комментирует итоги доклада ОП член-корреспондент Академии военных наук полковник Эдуард Родюков, который не раз проводил социологические исследования в Вооруженных силах.
Эксперт обращает внимание на то, что в материалах опросов, направленных в Совбез, подавляющее большинство респондентов считают, что главная угроза национальной безопасности - коррупция в органах госвласти. Потом называются угрозы, связанные с социально-экономическими факторами (2-е место) - отставанием в модернизации хозяйства, изношенностью основных промышленных фондов, проблемой сокращения численности населения, сохранения экспортно-сырьевой модели и т.п. На третьем месте значатся факторы, связанные с активизацией террористической деятельности, распространением наркотиков, при этом чисто внешние военные угрозы для национальной безопасности стоят в рейтинге на последних местах.
Собственно проблемам укрепления оборонно-промышленного потенциала, Вооруженных сил и гражданского контроля над ними посвящено не менее трети (две главы) всего его объема. И это понятно, поскольку техническое отставание предприятий оборонки - прямая угроза национальной безопасности. А проблемы армии напрямую влияют на способность противостоять террористическим угрозам, которые тоже названы экспертами ОП в числе значимых.
В докладе с озабоченностью, к примеру, отмечается, что военная промышленность имеет устойчивую технологическую зависимость от зарубежных поставок. Особенно эта зависимость проявляется от электронной компонентной базы (ЭКБ). По экспертным оценкам, вынужденное применение зарубежной ЭКБ в изделиях оборонных предприятий увеличилось в 2000-2011 годах в среднем на 10-12%, что в целом негативно сказывается на тактико-технических характеристиках современных российских вооружений.
Более половины предприятий ОПК испытывают острый кадровый дефицит в рабочих специальностях. Так, количество квалифицированных рабочих, прошедших обучение и переобучение на производстве, составляет в РФ менее 5% (в Китае - 45%, в Бразилии - 53%). Предпринимаемые организациями ОПК усилия по закреплению квалифицированных специалистов не поддерживаются программными мероприятиями правительства и являются малоэффективными. По данным Минпромторга России, уровень среднемесячной зарплаты в промышленной сфере ОПК (21,1 тыс. руб.) ниже, чем в целом по промышленности (24,1 тыс. руб.). А закладываемый в себестоимость продукции военного назначения уровень заработной платы основных производственных рабочих ниже среднего регионального уровня. "При этом оценка труда специалистов и руководящего состава организаций ОПК разбалансирована. По информации общественных организаций, уровень среднемесячной заработной платы руководителей значительно превышает ее общий уровень в организациях ОПК, что вызывает негативную реакцию в трудовых коллективах", - отмечается в докладе.
Много проблем в армейской сфере. Снижение численности населения напрямую влияет на мобилизационную составляющую армии, а экономические кризисы - на формирование в ней прослойки профессионалов. Немало есть и субъективного в реформировании армии. Особенно в вопросах радикального сокращения численности офицерского корпуса, по сути, ликвидации в войсках институтов по работе с личным составом, создании непродуманной поверхностной системы военного образования, сокращении военной медицины и т.п. Ошибки военной реформы, многочисленные факты коррупции в докладе ОП связываются с отсутствием эффективного гражданского контроля над деятельностью руководства Минобороны. Эти выводы поддержали все 153 эксперта, которые участвовали в подготовке документа.
"Независимая газета"