"Россия не производит ничего своего, а большую часть рекламных доходов СМИ приносят зарубежные бренды"

Saturday, 24 November. 2012

Первую попытку законодательно урегулировать работу СМИ Евгений Федоров предпринял в июле этого года, когда Дума ввела понятие "иностранный агент" для некоммерческих организаций, получающих поддержку из-за рубежа (см. "Ъ" от 19 июля). После волны критики, в том числе со стороны однопартийцев, единоросс отозвал законопроект. Теперь в соавторах у Евгения Федорова появился другой единоросс - Антон Романов, а сам законопроект оказался подкорректирован.

Так, прежде не был определен объем поступлений из зарубежных источников, который достаточен для попадания в число агентов. В новом варианте доходы от иностранных государств, граждан, зарубежных и международных организаций, а также от уполномоченных ими российских юридических лиц не должны превышать "50% от собственных доходов" СМИ. Закон должен распространяться только на СМИ, "которое участвует в освещении политической деятельности, осуществляемой на территории РФ". Наука, культура, благотворительность, охрана здоровья граждан, защита животного и растительного мира не относятся к политической деятельности, решил Евгений Федоров. Продукция "СМИ-иностранного агента" должна содержать указание на этот статус. Отчитываться об использовании иностранных денежных средств СМИ придется перед уполномоченным правительством органом (сейчас вопросами СМИ занимается Роскомнадзор). Наказание за нарушение закона депутат не предусмотрел: по словам Евгения Федорова, СМИ и без этого будут выполнять его требования.

Правда, эта идея пока не встретила поддержки коллег. Первый заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Николай Булаев вчера заявил, что законопроект "не поступал на обсуждение экспертно-консультационного совета фракции". "Это личная инициатива Федорова",- заявил "Ъ" член комитета по информационной политике, заместитель секретаря генсовета "Единой России" Сергей Железняк. По его словам, нет "никаких оснований" для дополнительного урегулирования законодательства в этой сфере. "Видимо, коллега, внося поправки в закон о СМИ, пытается привлечь внимание субъекта регулирования",- отметил господин Железняк. Ранее в интервью "Ъ" глава Роскомнадзора Александр Жаров говорил о том, что "при чрезмерно ретивом подходе может оказаться, что любое отечественное СМИ, размещающее рекламу иностранных продуктов, становится иностранным агентом".

Директор фонда "Общественная экспертиза" Игорь Яковенко считает, что и первая, и вторая версии этой инициативы "неадекватны". "Утверждения, что дважды два - это 48 и дважды два - это сапоги всмятку,- разные. Но и то и другое является чушью собачьей",- заявил "Ъ" эксперт. По его словам, инициатива Евгения Федорова - "законоид", который невозможно применить на практике, особенно если под понятие финансирования попадут поступления от зарубежных рекламодателей. "Пусть кто-нибудь объяснит Федорову, что Россия не производит ничего своего, а большую часть рекламных доходов СМИ приносят зарубежные бренды",- сказал господин Яковенко.

"Коммерсантъ"