Сергей Трахименок: Не хочу давать советы - каждый идёт своим путём
Сергей Трахименок, широко известный белорусскому и российскому читателю автор детективного, фантастического и исторических жанров, секретарь Союза писателей. Почти 50 его произведений, среди которых знаменитый "Тунгусский Болид", "Синдром выгорания", "Записки черного полковника", киносценарии... Известный мастер детективного пера не пропал с литературного небосклона, наоборот он трудится над новыми произведениями. Какими и каковы ближайшие творческие планы узнал у мастера острого жанра наш корреспондент.
Вопросы к интервью
1. Ваше творчество является многогранным и всесторонним, ведь на острие пера не только горячо любимые детективы, но и фантастика, романы, книги о жизни и любви... Что является для Вас источником вдохновения, мотивации, что помогает рождать Новые сюжеты для новых книг?
Я вырос в рабочей семье, где с одной стороны читали много, но были далеки от атрибутов творчества, таких понятий как талант, гениальность, вдохновение и пр. Все дело в том, что я не хотел быть писателем в молодости как мой друг Николай Шипилов, который знал с младых ногтей, что будет писателем и в двадцать лет уже принес рукопись своей повести в журнал «Сибирские огни». Меня же к письменному столу лет в двадцать восемь подтолкнуло некое неудовлетворение тем, что писали литераторы того времени. Как мне тогда казалось, они то ли жизни не знали, то ли не могли интересно рассказать о том, что описывали. А поскольку я к тому времени «жизнь знал», и мог о ней завлекательно поведать, я и взялся за это дело. Уже много позже я понял, почему писатели того времени, вдобавок в рамках соцреализм и цензуры не могли удовлетворять читателя, но поезд уже ушел, коготок у меня увяз и освободиться от цепких лап литературного творчества я уже не мог.
А теперь о сюжетах. Что это такое я до сих пор не знаю и не пытаюсь с позиций формальной логике дать определение или проникнуть вглубь этого понятия. Но интуитивно понимаю, что я не могу писать внесюжетно. Наверное этому способствовало то, что детстве родители купили мне фильмоскоп и у меня было огромное количество диафильмов, которые были хорошо сюжетно выстроены. И моим любимым занятием было «крутить» фильмы для друзей не только со своими комментариями, но и значительным отходом от сюжетных линий.
2.Темы Ваших произведений, зачастую навеяны требованиями времени, актуальностью тематики, интересующей широкие слой читательского сообщества, а что Вас, как писателя, творческую единицу, в настоящий момент волнует, как мыслителя, писателя, человека широких взглядов на общественные процессы?
Поскольку уже более четверти века я активно печатаюсь меня волнуют те же проблемы и вызовы, которые стоят перед обществом. В конце восьмидесятых я написал роман «Игры капризной дамы», в основе которого пропасть которая стала возникать и расширяться в силовых ведомствах, когда низовые сотрудники продолжали защищать ценности социализма, тогда как большие боссы уже благосклонно принимали капитализм и как на идиотов смотрели на таких подчиненных.
3.Как известно, Ваша история собственная началась в сибирской, но последние вы почти 30 лет живёте и работаете в Беларуси, так кем же считает, как себя идентифицирует писатель Сергей Трахименок - славянским космополитом, белорусским, русским или советским писателем?
Сейчас модно говорить: кем вы себя позиционируете?
Потому что время от времени в прессе я узнаю, что я, в зависимости от определенной конъюнктуры, то белорусский писатель, то русский, то российско-белорусский. Вернее всего, что я русский писатель, живущий в Беларуси и исследующий социальные процессы в ней и вокруг неё.
4.Являясь не только писателем, но и ярким общественным деятелем, секретарем Союза писателей, как вы на сегодня оцениваете состояние дел в российско-белорусском писательском сообществе: какие проблемы, какие процессы Вас волнуют, какие темы для решения Вы видите острозлобневными и требующими возможно поддержки государства или общественности?
Вряд ли меня можно назвать общественным деятелем, поскольку упоминание об этом деятельности просто осталось в Интернете. В данное время меня можно назвать только ученым и писателем. А вот в далекой молодости, я действительно занимался общественной работой. Например, я трижды избирался жителями моего родного города депутатом. И когда мне сейчас говорят: почему бы тебе не тряхнуть стариной, я отвечаю: этот период у меня в прошлом. В те времена статус депутата ничего не давал его носителю, а обязанностей было множество и нужно было их выполнять фактически в условиях отсутствия ресурса.
В художественной литературе одна тема - человек и его способность отвечать на большие и малые вызовы истории. Но она всегда вуалируется некими другими конъюнктурными темами, которые отвлекают от основной. И многие из них являются по сути дела аферами. Вспомним, что в семидесятые возникла такая угроза человечеству как СПИД. Причем большие ученые утверждали, что он распространяется в геометрической прогрессии. На этой афере хорошо заработали те, кто стал распространять превентивные средства, одноразовые шприцы и пр.
Сейчас на волне искусственный интеллект. У меня есть несколько книг, который касаются этих проблем и твердая уверенность, что мертвая материя не может быть основой разума. А вот если человек, как носитель разума, поставить задачу избавиться от этой обузы, которую на него возложил Создатель, тогда возможна замена его на другой носитель, но опять же из мира живой природы. О этом пятнадцать лет назад я написал роман с таким псевдонаучным названием «Чаша Петри или русская цивилизация: генезис и проблемы выживания».
5.Вы необычайно плодовитый и много работающий автор - но все же немного остановитесь, опишите ближайшие творческие планы, над чем работаете, какие горизонты себе ставите в близкие годы, как скоро хотели бы и мечтали возможно что Ваши наиболее известные последние произведения экранизировали и поставили на сцене театра?
Конечно, у меня есть планы, но я никогда их не озвучиваю, поскольку жизненный опыт говорит следующее: как только ты заявишь о чем-то, с реализацией этого почему-то возникают проблемы.
6.Ваша необыкновенно яркая и творчески многогранная писательская история несомненно может быть примером для молодых начинающих авторов, но что бы Вы посоветовали, порекомендовали молодым, начинающим Вашим коллегам, и о чем, безусловно, рекомендовали бы Вы им не забывать в своем творчестве?
Не хочу давать советы: они бесполезны, поскольку в литературу и в литературе каждый идет своим путем. Но могу поделиться своим опытом. Около десяти лет в восьмидесятые годы я «бодался» с издательствами и журналами в России и наверное, бросил бы это дело, потому что многочисленные рецензенты отклоняли мои рукописи и советовали «учиться у классиков». Как вдруг я познакомился с интересным беллетристом из Новосибирска Николаем Самохиным. Узнав о рекомендациях критиков и рецензентов он сказал, что лучшим рецензентом своих «творов» должен стать я сам. В те времена я плохо понимал глубину этого совета, и в дополнении к нему вооружил себя некоей теорией: если издательство или журнал отклоняют мой хороший рассказ, то проигрывает издательство, а если рассказ слаб, то выигрываю я, поскольку он не будет напечатан.
7.Какая забавная история, связанная с Вашей очень интересной и зрело увлекательной писательской карьерой Вам наиболее запомнилась и которой бы сейчас уместно и хотелось бы поделиться с нашими читателями?
В те же восьмидесятые я написал роман который назывался «Груз-двести», тогда мало кто понимал, что сие означает.
Но редакторы сказали, то с таким шокирующим названием его нельзя печатать и он вышел в свет под название «Груз небесный». Мало того оттуда меня попросил убрать линию, согласно которой некая преступная группа военных продавала оружие, которое осталась после распада СССР и его армии. Те же редакторы сочли это нездоровой фантазией. Плюс попыткой дискредитации армии. Но прошло несколько лет и об этом стали говорить как о свершившемся факте, о котором знали все.