Во что инвестирует белорусский бизнес для отдыха и души?

Monday, 29 November. 2010

«Ежедневник» и деловой журнал «Бизнес-ревю» провели специальное исследование того, какие непрофильные бизнес-направления привлекают белорусских бизнесменов.


Вкусно поесть и выбросить адреналин, болея за свою команду на спортивных площадках, – главные увлечения белорусских предпринимателей вне основного бизнеса. Многим из них приходится уделять какую-то часть своего времени «выращиванию» яиц и дойке коров, но это, так сказать, неотъемлемое побочное бизнес-ответвление в рамках социальной нагрузки. А по зову души нашим предпринимателям интересно еще и открывать брендовые бутики, продюсировать начинающих белорусских звезд, редактировать газеты, разводить элитных собак и развозить VIP-пассажиров на собственных вертолетах.

 

«Овсянка, сэр…»

 

Белорусы не отстали от своих коллег, по крайней мере в СНГ, которые хотят иметь ресторан или рестораны для себя любимого и для своих друзей. Обычно это имиджевые проекты. Но не исключено, что увеличение интереса и денежных вливаний в них приведут к тому, что из представительского проекта вырастет самодостаточный, развивающийся и, главное, прибыльный бизнес.
В отношении белорусских бизнесменов можно сказать, что этот переход получился или получается у трех человек – Юрия Чижа, нефтяника Анатолия Тернавского и владельца сети АЗС и офисных центров Александра Центера.

Юрий Чиж, как и некоторые из его коллег – белорусских олигархов, мог ограничиться одним представительским рестораном. Претенциозный «Ракаўскi бровар», открытый в 1997 году, вполне мог сгодиться для этой цели. Однако Юрий Чиж как-то втянулся в этот рынок и сегодня продолжает с разной степенью успешности выстраивать свою ресторанную империю.
Центральным звеном ресторанного бизнеса Ю.Чижа является «Ракаўскi бровар». При всей критике в адрес этого заведения следует признать, что другого такого ресторана, который на протяжении уже более 10 лет без серьезного ребрендинга и рестайлинга выдерживает определенный уровень, в Беларуси пока не было.

Бизнесмену также принадлежат элитный ресторан La Crete d’or («Золотой гребешок»), две кондитерские «Салодкi фальварак», кафе «Овертайм» в одноименном клубе и приобретенный относительно недавно ресторан «У Францыска». За пределами МКАД Ю.Чиж имеет ресторан «Гасцінны маёнтак» в горнолыжном курорте «Силичи» и заведение на базе отдыха «Сябры» под Семково. Оставлять это направление бизнесмен не собирается, более того, у него в планах открытие еще нескольких заведений.
Анатолий Тернавский, представляющий в Беларуси международную нефтяно-девелоперскую группу «Юнивест», в этом году «развел» два своих проекта в сфере общественного питания. По одну сторону у него оказалась компания, которая управляет элитным и представительским минским рестораном Bella Rosa, по другую – бизнес, в задачу которого входит развитие сети демократичных пиццерий Limoncello.

У Александра Центера, владельца группы компаний «А-100», рестораторский интерес также лежит в демократичном сегменте. Ему принадлежит сеть заведений Sun Café, расположенных в Минске и его окрестностях.

В окрестностях белорусской столицы, на своем достаточно приличном земельном «пятачке», выстраданном все-таки у властей, «непрофильный» бизнес держит и владелец Торгового дома «Ждановичи» Евгений Шигалов. В активе у него есть все, чтобы релаксировать на месте, без выезда в «центр» – минипивзавод, ресторан «Градский паб», клуб «Орион», бильярдная «Шпиль» и детский центр «Космо».

Впрочем, те бизнесмены, которых по разным причинам не устраивают заведения Прокопьева, держат свои рестораны преимущественно и именно в центре белорусской столицы.

В их числе, например, Юссеф Недал Амин, совладелец девелоперской компании «Кравира». Сирийцу по происхождению, постоянно проживающему в Минске со времен распада Советского Союза, принадлежит ресторан «Мирский замок».
Александр Артюхович из компании VDS, занимающейся производством рекламного оборудования, в прошлом году на городском аукционе выкупил знаменитое с советских времен кафе «Бульбяная». Заведение после рестайлинга вновь принимает клиентов.

Уже достаточно давно инвестирует в свой ресторан Boulevard Дмитрий Неверкевич из компании «Европкар», которая под этим известным брендом занимается сдачей в прокат автомобилей.

Доли в ресторанах имеют известные белорусские туристические аксакалы Алексей Стрельченко и Иван Чур. Относительно недавно своим местом для встреч обзавелся один из совладельцев «Белтехэкспорта» Александр Садовой. В районе площади Победы находится ID-бар, который связывают с его именем.

И это далеко не полный перечень бизнесменов, которые вложились в кухни народов мира и в известной степени – в свой имидж.

 

Релаксаторы

 

Услуги по активному и просто отдыху – это еще одно достаточно популярное направление непрофильных вложений ряда бизнесменов.

В нем также преуспел Юрий Чиж. У бизнесмена и горнолыжный комплекс под Логойском, и база «Сябры» в Семково, и ночной клуб «Овертайм» в Минске. Родной брат бизнесмена управляет охотничьим хозяйством в родном Березовском районе.

Известный банкир, а ныне еще и не менее известный застройщик сел и весей нашей латиноамериканской союзницы Венесуэлы, Виктор Шевцов в свое время выкупил у бизнесмена Евгения Будинаса музей народных промыслов «Дудутки». Объект весьма популярен, но, несмотря на это, вряд ли это увлечение бизнесмена приносит ему больше, чем тратится на его содержание.

Совмещение спорта и отдыха вкупе с клубным форматом также пользуется спросом в Беларуси. Любителей пострелять объединяет Sporting Club, принадлежащий главному белорусскому дистрибутору косметических товаров и средств бытовой химии Андрею Геращенко. А любителей большого тенниса под свое крыло взял не менее известный клубный проект WIMS Ивана Тимашкова, у которого основные бизнес-интересы сосредоточены в производстве теплообменного оборудования.

 

«Команда, без которой не прожить»

 

В целом спорт – достаточно популярное увлечение среди белорусских бизнесменов. А в одном случае это увлечение даже переросло в достаточно интересный бизнес.

Речь, конечно же, идет об Анатолии Капском, владельце борисовского футбольного клуба БАТЭ. Его проект теперь исправно приносит ему деньги в виде комиссионных за выход в различные стадии европейских турниров и с трансферов футболистов. Трудно сказать даже, где сейчас он больше зарабатывает – на футболе или на доле в ОАО «БАТЭ», производящем комплектацию для автомобиле- и тракторостроительной отраслей.

Таких высот, как Капскому, в монетизации спорта в Беларуси еще никому не удавалось достичь. Хотя пытались многие. В том числе и Юрий Чиж, который с 1999 года пытается сделать суперклуб из минского «Динамо». До него на этом же бренде пытался заработать еще один бизнесмен – Евгений Хвастович.

У Хвастовича совсем не получилось, а у Чижа пока получается удивлять общественность лишь рекордной частотой смены тренеров.

Попытки других бизнесменов инвестировать в футбол были еще менее удачными. Вышел в итоге из этой сферы владелец «Дариды» Владимир Делендик, распустивший клуб, а стадион продавший тому же Чижу. Еще меньшим оказался срок инвестиций в футбольный проект у крупного регионального дистрибутора фруктов и овощей Виталия Ниса. Хотя его клуб – могилевский «Савит» – все же провел один год в высшей лиге белорусского чемпионата.

А вот в хоккее с этого года полная монополия государства: солигорский «Шахтер» содержится на средства калийного объединения, акционером участника Континентальной хоккейной лиги минского «Динамо» является Городейский сахарный комбинат и т. д. Единственная команда, созданная с негосударственным участием, на деньги акционеров «Керамина», в 2010 году самоликвидировалась без внятного объяснения причин. В свое время такая же участь была уготована не менее яркой хоккейной дружине «Тивали», которую содержал бизнесмен Игорь Макаед.

В баскетболе схожая ситуация. Директор рыбной компании «Виталюр» Александр Яцук был вынужден поставить крест на одноименном участнике чемпионата страны, в котором он четырежды становился первым.

В белорусский спорт инвестируют с разной степенью успеха и иностранные бизнесмены. Самые известные проекты с их участием – в гандболе и футболе.

Достаточно серьезные инвестиции в Брестский гандбольный клуб имени Мешкова сделали россияне Александр и Сергей Мешковы. Братья – сами очень серьезные бизнесмены, особенно Александр, который является советником председателя правления ОАО «Газпром» и членом совета директоров «Белгазпромбанка».

А вот с футболом связана менее успешная попытка иностранного инвестора. Литовский банкир Владимир Романов, владелец шотландского «Хартса» и литовского «Каунаса», несколько лет назад приобрел вместе с правом застройки стадиона «Трактор» и команду, базировавшуюся на этом объекте. Но с началом кризиса у бизнесмена, похоже, возникли проблемы (как пример: в 2010 году он впервые не попал в топ-40 самых богатых литовских предпринимателей), и МТЗ-РИПО, превратившись недавно в «Партизан», который в итоге покинул высшую лигу.

Отметим также, что в свое время интерес к вложениям в белорусский футбол проявлял выходец из Беларуси, владелец сети продовольственных магазинов «Виктория» и «Алми» Александр Зарибко. Сам близкий к футболу (он окончил СДЮШОР в родном Пинске), бизнесмен планировал создать футбольную академию. Но потом передумал.

 

Взялись за яйца…

 

А вот бывшие колхозы и совхозы, которые висят на балансе многих частных бизнесов, – это в большинстве случаев «увлечение», идущее не от души, а от необходимости.

У большинства бизнесменов этот непрофильный актив появился приблизительно в одно и то же время – в 2005–2006 годах. Напомним, что годом ранее, в 2004 году, Александр Лукашенко издал указ о необходимости оздоровления убыточных сельскохозяйственных предприятий путем привлечения к этому делу частников. И местные власти кинулись наделять наиболее успешные структуры этими активами.

Только в Минской области в 2005–2006 годах состоялась передача бизнесменам около двух десятков убыточных колхозов и совхозов.

В Борисовском районе Алексею Ваганову из «Лада ОМС Холдинг» досталась «Гвардия», Юрию Аверьянову из «Ростэма» передали хозяйство в Вилейском районе, Юрию Чижу – СПК «Вераги» на Логойщине.

Павел Топузидис, владелец «Табак-Инвеста», получил шефство над хозяйством «Бояновичи» на Любанщине, на самой южной окраине Минской области. В этом плане Евгению Шигалову повезло больше: ему достался в Минском районе совхоз имени Ульянова.

Частным акционерам «Амкодора» во главе с Александром Шакутиным и Упендрой Махатой предлагали тогда убыточные хозяйства в нескольких местах. Но они сами постарались, чтобы им досталось хозяйство на родине президента – нынешнее «Амкодор-Шклов» в Шкловском районе. Крупнейший производитель парфюмерии и косметики в Беларуси Виктор Терещенко («Белита»/«Вітэкс») тогда стал собственником СПК «Теплень» в Узденском районе. В этом же районе хозяйство с многозначительным названием СПК «Малиновый» предлагалось Юрию Данькову.

Наверное, Шигалов наиболее успешно внедрил полученный таким образом актив в свою бизнес-империю. Для большинства частников сельское хозяйство – это лишний довесок к их бизнесам, причем на который еще и приходится тратить довольно приличные деньги без главного – без личного удовлетворения.

Но отказаться от этого «довеска» крайне сложно. Это оказалось не под силу даже стратегическим иностранным инвесторам, которые позже покупали компании с навешенными на них колхозами. И в итоге сейчас в собственности российского Банка ВТБ в Беларуси помимо купленного «Славнефтебанка» находится и бывшее хозяйство «Калачи» в Логойском районе. Сбербанк России, в прошлом году купив БПС-Банк, вместе с ним приобрел и СПК «Нарочанская нива» в Мядельском районе. Даже финны из Kesko вынуждены сейчас считаться с тем, что у них в Беларуси есть свой колхоз – бывший СПК «Приречье» в Березинском районе. Он достался им вместе с частной сетью DIY – магазинов «ОМА».

Впрочем, некоторым все же повезло. Избавились от своей сельскохозяйственной нагрузки в Стародорожском районе акционеры ЗАО «Банк реконструкции и развития», продал свою «гвардейскую» птицефабрику и Алексей Ваганов.

 

Бутики, газеты, вертолеты

 

Во что еще вкладывает белорусский бизнес для души и имиджа? Перечень достаточно обширный, выделим только наиболее популярные сферы.

Это те же бутики. Юрий Чиж, например, представляет в Беларуси бренд Corneliani. Владельцу компаний «Автобизнес» и «Вуатюр де Франс», занимающихся строительством и продажами автомобилей, Дмитрию Розуму принадлежит бутик «Дипломат» (бренд Emmanuele Khanh).

У того же Розума достаточно большой актив в издательском деле – он издает журналы «Автосалон», TAXI, имеет лицензию Autobild. Хотя, наверное, это направление все-таки можно отнести к одному из его основных бизнесов. А вот газета «Обозреватель», которую редактирует владелец компании по производству нижнего белья Сергей Атрощенко, все-таки скорее его непрофильный актив.

Некоторые бизнесмены нашли свое призвание в продюсерской деятельности. Самый известный из них – совладелец парфюмерно-косметической компании «Модум – Наша косметика» Виктор Лобкович. На протяжении нескольких лет он был генпродюсером проектов Comedy Club Minsk Style и «Наша Белараша».

Свой продюсерский центр («Спамаш») имеется у акционера «Амкодора» Александра Шакутина.

Реализация пивного проекта обувного короля Беларуси Николая Мартынова «Двинский бровар» изначально предполагала появление на белорусском пивном рынке крупного игрока. Но сейчас, после прихода в Беларусь мировых компаний, он тоже непрофильный актив.

У уже упоминавшегося Павла Топузидиса, продающего, кроме всего прочего, небольшие вертолеты, организована доставка VIP-персон в различные регионы страны. Для этого в Национальном аэропорту работают два вертолета с командой из братьев-близнецов.

 

Наконец, хотелось бы упомянуть про любителей животных.

 

Владимиру Япринцеву, совладельцу «Трайпла» и члену Национального олимпийского комитета, принадлежит питомник среднеазиатских овчарок. Еще одним известным среди белорусских бизнесменов собаководом является один из руководителей клиники «Новое зрение» Олег Ковригин. В своем питомнике он разводит такую породу, как американская акита.

Источник информации