В тихой гавани (Беларусь)

Saturday, 27 November. 2010

 

Могилевский речной порт встречает затишьем. В путешествия по Днепру минувшим летом прогулочный пароход так и не вышел. Горожане, до этого с удовольствием совершавшие речные прогулки, названивали руководству порта, беспокоили чиновников. Их успокаивали: никто пароход на «пенсию» не отправил. Просто старенькой прогулочной веранде «Волна» нужен ремонт. Осенью самое время им заняться. Только вот денег нет... Могилевчанам обидно: в Гомеле, Бресте, Витебске, даже в Бобруйске пароходы по рекам ходят, а им о водных прогулках остается лишь вспоминать. А ведь было время, когда из Могилева пароходы в Оршу и Киев направлялись...

 

Приплыли

 

Буксируемую плавучую веранду «Волна» в Могилев привезли из Гомеля еще в середине 90–х. На ремонт далеко не нового судна речной порт тогда потратил немалые деньги. И «Волна» довольно долго радовала жителей и гостей города. Однако в этом году на воду ее так и не спустили. Не смогли опробовать могилевчане и приобретенный недавно теплоход «Заря»...


— «Волну» в Речицу на завод отбуксировали. Ей требуется ремонт. Все же больше пятидесяти лет прослужила. И всегда пользовалась популярностью. Дети на ней катались, туристы, свадьбы молодожены устраивали. Весной и летом заказы на несколько месяцев вперед расписаны были, — с ностальгией вспоминает начальник Могилевского речного порта Геннадий Смирнов. — Вместительная, за раз человек 50 — 60 на борт поднимала. Чтобы обновить корпус, надо около 300 миллионов рублей, примерно столько же — чтобы привести в порядок интерьер. До того как предлагать туристам прокатиться на пароходе, надо создать комфортные условия: установить на палубе столики, открыть бар. Деньги, конечно, немалые. А судно у нас на балансе не одно. В прошлом году для туристических целей приобрели катер на подводных крыльях. Красивый, быстроходный, но рассчитан всего на семь мест. Есть еще вместительный — на 65 пассажирских мест — теплоход «Заря». До недавнего времени он находился на балансе «Витебскоблавтотранса». Лет 30 отработал, его списывать собирались. Нам судно приглянулось. Оно еще может работать: скорость развивает до 30 километров в час. Осадка у него всего сантиметров 40, даже в засуху по Днепру пройдет. В общем, Могилевский облисполком договорился с Министерством транспорта, чтобы «Зарю» бесплатно передали на баланс Могилевского речного порта. Облисполком обещал взять на себя затраты по перевозке. Но за то, чтобы по суше доставить «Зарю» в Могилев, в итоге заплатил речной порт — 43 миллиона рублей. Теперь думаем, что дальше делать. На ремонт надо миллионов 700, у нас таких денег нет.


Старенькая «Заря» выглядит непрезентабельно: обшарпанная, стекла выбиты, в салоне надо менять и полы, и мебель, да и в машинном отделении работы хватает. Специалисты говорят, что хорошо бы заменить двигатель на более экономичный. Тот, что на «Заре» сегодня, за час работы «съедает» на максимальных оборотах около двухсот литров солярки...


— Я в речном порту с 1994 года. И у каждого председателя горисполкома — их сменилось немало — просил, чтобы помогли с ремонтом судна. Не помог ни один. А ведь в общей сложности один пароход обошелся бы городской казне примерно в такую же сумму, как новый троллейбус. Может, троллейбусы и важнее, но ведь это неправильно, что в таком большом городе, где есть судоходная река, нет ни одного приличного парохода, — сетует Геннадий Смирнов. — Мы делаем все, чтобы привести «старичков» в порядок. Есть идея, к примеру, переоборудовать буксир. Чтобы не только грузовым был, но и пассажирским. Проект, который мы уже заказали, обойдется в 15 миллионов рублей. На переделку еще около 70 миллионов понадобится. Осилим сами. Но ведь не мы одни заинтересованы, чтобы по Днепру прогулочные пароходы ходили. Есть указ Президента о развитии туризма. «Зарю» приобретали с одобрения облисполкома. Область обещала помочь с ремонтом. Но дальше слов дело не идет.

 

Мечты и реальность

 

В то, что отремонтированный прогулочный пароход может приносить прибыль и предприятию, и городу, поверили бобруйчане. Местный «Горводоканал», недавно принявший на баланс старенькую «Мечту», списанную в Днепро–Березинском пароходстве, выделил на ее ремонт около 600 миллионов рублей. И пустил пароход в плавание. По словам заместителя директора «Горводоканала» Анатолия Аврамчика, обновленная «Мечта», «отпраздновавшая» 50–летие, пришлась по душе землякам.


— Прогулки по Березине пользовались большим спросом, — уверяет Аврамчик. — Мы не просто катали по реке горожан и туристов. В урочище Белый Берег, в старом русле Березины, организовали уютное место отдыха: торговый павильон, волейбольная площадка, душевые кабинки, прогулочные лодки, катамараны... Пассажиров «Мечта» обслуживала до октября. Надеемся, что и в холода она простаивать не будет. Утеплим судно, откроем в нем кафе. Если в теплый сезон «Мечта» за раз перевозила более сотни пассажиров, то сегодня на ней одновременно смогут отдохнуть 25 человек.


Идея бобруйчан понравилась и могилевчанам. По словам Геннадия Смирнова, решение приобрести подобное судно одобрил и председатель Могилевского горисполкома Станислав Бородавко. Нужный теплоход они уже присмотрели. Несколько лет он курсировал по Минскому морю. Теперь будет бегать по Днепру. Правда, тоже после ремонта. Ремонтировать 120–местное судно отправили на Пинский судостроительный завод. Расходы предложили взять на себя Могилевскому горводоканалу.


— Много теплоходов не бывает. «Заря» будет ходить по туристическому маршруту Могилев — деревня Александрия, — делится планами Смирнов. — «Волна» — по реке доставлять посетителей в Буйничи, в Могилевский зоосад. А новый теплоход отправится в свободное плавание по Днепру.


Суждено ли этим мечтам стать реальностью? Начальник отдела транспорта и связи Могилевского облисполкома Владимир Барботкин согласен: и город, и область заинтересованы в появлении новых туристических маршрутов, в том числе и водных. Вот только выделить средства из областного бюджета на ремонт парохода, принадлежащего предприятию республиканского подчинения — Могилевскому речному порту, — они не могут.


— Не раз пытались решить этот вопрос на уровне облисполкома, — уверяет Владимир Петрович. — И спонсоров искали. Но пока безрезультатно. Единственное, что можно сделать, — включить пункт о теплоходе в областную программу развития туризма и передать судно в аренду областному управлению физкультуры, спорта и туризма.


Взять судно в аренду начальник управления физкультуры, спорта и туризма Могилевского облисполкома Владимир Юдко согласен. Но только после того, как речники «Зарю» отремонтируют. «Иначе какая нам от нее выгода? — рассуждает он. — Ремонт, обслуживание... Это ж больше миллиарда рублей! У нас нет таких денег».


На Могилевщине в районе Днепра немало достопримечательностей, к которым туристов могли бы подвозить по реке. Пока путешественники добираются туда по суше...