Мурованка. Церковь Рождества Богородицы (Беларусь)

Wednesday, 9 March. 2011

 мурованка церковь

фото - http://farm3.static.flickr.com

Один из самых распространённых туристических маршрутов сегодня – это маршрут на Гродно, Лиду и Мурованку. Но если Гродно и Лида уже в какой-то степени знакомы широкому кругу людей, то про Мурованку мы знаем совсем немного. 

Более того, в разных источниках можно встретить разные названия, что также сбивает с толку. Например, Маломожейковская церковь-крепость или Мурованковская Свято-Рождество-Богородицкая церковь. На самом деле, и то, и другое – это одно и то же сооружение, которое можно считать одним из наиболее интересных и древних архитектурных сооружений на белорусских землях. Тем более, что данное сооружение до сих пор используется по своему прямому назначению. Разумеется, не как крепость, а как церковь.

Исторически так сложилось, что белорусские земли находились на пути движения множества армий, направлявшихся как на запад, так и на восток. Результат – плачевный. В Беларуси практически не осталось памятников архитектуры ранее середины тысячелетия. Казалось бы, это повод с большим уважением относиться к тому, что есть, однако это далеко не всегда так. Нередко можно встретить противоположное мнение – нет памятника, нет и проблем, связанных с его содержанием. И вообще, «мы можем построить лучше». Надежды на современную архитектуру, к сожалению, тщетны: построить нечто, хотя бы отдалённо напоминающее эти уникальные сооружения, нам не удастся.

Итак, церковь-крепость в Мурованке.

Согласно неподтверждённым данным, деревянная церковь здесь появилась не позднее начала XVI века. И это неудивительно, ведь практически не существовало мест, где бы каменная церковь ставилась на пустом месте. Чаще всего – на месте существовавшего ранее храма.

Церковь была построена в 1524 году неподалёку от нынешней деревни Малое Можейково, почему и называется нередко Маломожейковской. Скорее всего, рядом находилась какая-то деревня, однако нынешнее название населённого пункта – Мурованка – скорее всего было связано именно с появлением первого каменного – «мураванага» - сооружения. Тем более, что, несмотря на свою основную функцию – оборонительную – каменная церковь выглядела весьма привлекательно не только изнутри, но и снаружи. Правда, большинство украшений, которые мы наблюдаем сегодня, появились после обновления этого сооружения, в 1656 году, когда во время войны Речи Посполитой с Российской империей храм был значительно повреждён. Тогда же появились и новинки в виде притвора, а башни с запада стали выше.

Впрочем, во внутреннем убранстве церкви сохранились и великолепные голосники – керамические сосуды, которые замуровывались в стены церкви для создания совершенной акустики, и восхитительные по своей готической природе своды. В европейской готической архитектуре такие своды называли «цветочными» или «кружевными». И действительно, эти неимоверной красоты переплетения потолочных балок отличались редкостной красотой. И это наряду с потрясающей прочностью. Не зря же стены в таких храмах редко строились менее метра в толщину – а то и два с половиной.

Сегодня стены церкви в Мурованке представляют собой сплетение орнаментов. Даже издалека можно легко различить побеленные элементы и элементы, где красный кирпич выполняет не только свою строительную, но и эстетическую функцию. Сочетание красного кирпича и побелки, круглых башен и полукруглых двойных «обманных» арок, выпуклых и вдавленных крестов на стенах и башнях уже само по себе очень декоративно. К тому же церковь-крепость может служить настоящим аттракционом для детей: ведь так интересно угадывать, где именно «обманная» арка представляет собой просто декоративный элемент, а где в ней спрятана бойница.

Древние архитекторы предусмотрели все необходимые защитные сооружения: от толщины стен до всех требующихся уровней обороны. Имеются и бойницы для лучников – под самой крышей. Эти бойницы использовались для дальнего боя. Сперва в них заседали лучники, после – арбалетчики. Кроме того, бойницы для среднего и ближнего боя также располагались как в толще основных стен, так и башен. А некоторые из специальных военного назначения отверстий специально были предназначены для выливания горячего масла на особо невоздержанных нападающих.

Сегодня через эти бойницы можно рассматривать деревню и ближайшие дома. А ещё можно подняться на башню, в открытую колокольню и вспомнить, что такие колокольни служили, да служат и сегодня, не просто инструментом, который сообщает о церковных праздниках, но и о важных событиях в жизни населённого пункта. Ведь некогда именно с церковных колоколен сообщали и о приближающихся врагах, и о больших пожарах, и о праздниках. Все важные события «проговаривались» языком колокола на церковной башне. И о них узнавала вся округа.

И даже сегодня, в век телевидения звон (а ведь по-белорусски «звон» - это и есть колокол) говорит с людьми и окрестностями каким-то совершенно особенным голосом. Каким-то таким, что хочется забыть о спешке. Прикоснуться к старым камням. Остановиться и задуматься. О том, что время проходит, но кое-что остаётся.

Катерина Сидорук

Источник информации