Мечети Бухары в Узбекистане
Культурный слой на территории города составляет более 20 м: на такой глубине археологи обнаружили остатки жилых и общественных зданий, посуду и монеты, орудия труда и ювелирные изделия, которые датируются IV веком до н. э.
Мечети Бухары
Мечеть Балянд
Мечеть Балянд (Высокая мечеть) — небольшая мечеть, которая находится в южной части города Бухара, в Узбекистане. Мечеть была построена в начале XVI века в богатом бухарском квартале в центре города. Название мечети «Балянд» означает «высокая». В настоящий момент эта мечеть имеет возраст более 500 лет и относится к всемирному наследию Юнеско.
Мечеть состоит из двух частей — летней и зимней. Зимняя часть представляет собой кубовидное здание. Оно окружено и затенено угловым айваном с изысканно украшенным интерьером. Сам айван является летней мечетью. Колонны айвана, окружающие зимнюю часть мечети, выполнены в форме сталактитов, сделаны из дерева и укреплены на бетонном фундаменте. Потолок айвана и колонны сделаны и оформлены в XIX веке.
Внутри стены и михраб мечети расписаны живописью с позолотой. Роспись стен состоит из замысловатой вязи и орнамента, составленного из цветов и растений. Зал мечети обходит панель из шестигранных глазурованных плиток, расписанных золотом. Интересен также потолок мечети: он сделан из дощечек, украшенных орнаментом, а также небольшими деревянными куполами.
Мечеть Калян
Мечеть Калян (Большая мечеть) главная соборная мечеть Бухары. Построена в начале XVI в. при первых Шейбанидах на месте (сохранились нижние участки стен с характерной кладкой из фигурных кирпичей) ранее существовавшей соборной пятничной мечети Бухары XII века. Крупнейшая, после самаркандской Биби Ханум, мечеть в Мавераннахре. Вмещает одновременно до 12000 человек.
Периметр мечети (130 x 80 метров) имеет традиционный прямоугольный план с четырьмя айванами. Проходной, восточный айван на входе оформлен внешним порталом, обращен на площадь Пои-Калян, внутренний портал обращен во двор мечети. Опорой перекрытия сводчатым галереям с 288 куполами, обходящей по периметру двор мечети, служат 208 монументальных пилонов. Продольная ось двора завершается максурой — портально-купольным объёмом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Два больших голубых купола обозначают местоположение молельной ниши. У внутреннего портала, над местом захоронения одного из первых имамов мечети в 1915 году народным бухарским зодчим усто Ширин Мурадовым выстроен восьмигранный павильон, исполняющий роль кафедры. Фасад облицован с помощью мозаики и кирпичей, покрытых цветной глазурью. Среди орнамента мозаики сохранилось имя строителя — Баязида ал Пурани. Опорой многокупольного перекрытия галереи (288 куполов), обходящей двор мечети Калян, служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается портально-купольным зданием мечети с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане.
Мечеть Курпа
Мечеть Магоки-курпа (Яма одеял) — мечеть 1637-го года постройки, находится в историческом центре Бухары, находится рядом с торговым куполом Тельпак-Фурушон, одна из двух «подземных» (магоки) мечетей Бухары
Первый этаж мечети до половины скрыт культурным слоем, поэтому она прозвана подземной, магоки (тадж. мағоки — букв. «яма»). Вторая часть названия, курпа (тадж. кӯрпа — одеяло), связана с названием квартала, в котором мечеть находится.
Мечеть двухэтажная, купольного типа, причем купола устроены в обоих этажах. На первом этаже купола на парусах покоятся на пилонах, а купола второго этажа на четырех столбах октогонального сечения. Три из верхних купола — сталактитовые, остальные на щитовидных парусах.
По преданию, мечеть строилась в качестве соборной, но оказалась мала и стала использоваться как квартальная.
По другой легенде, строитель мечети похоронен под её михрабом.
Мечеть Боло-хауз
Комплекс Боло-хауз — архитектурный ансамбль, находящийся на регистане Бухары, состоящий из мечети, минарета и хауза.
Мечеть боло-хауз до Революции служила главной пятничной мечетью Бухары, в ней молился бухарский эмир. Зимняя мечеть и хауз были сооружены в 1712-м году, в 1917-м году фасад зимней мечети был заслонен расписным айваном летней мечети на гипертрофированно вытянутых колоннах, в том же году зодчим Ширимом Мурадовым был выстроен минарет.
Мечеть отстроена по типу большой квартальной мечети и имеет зимнюю и летнюю части. Зимней частью является четырёхколонный зал, имеющий несколько входов. Летняя же часть — это айван, окружающий собой с трёх сторон зимний зал мечети.
Колонны айвана сделаны из дерева в форме сталактитов и служат для поддержки потолка айвана, поэтому они укреплены на бетонном фундаменте. Колонны, находящиеся с одной из торцевых сторон айвана выполнены особо — они образуют парадный вход в айван и затем зимнюю мечеть. Оформление интерьера характерно для XIX — начала XX веков.
Мечеть Магоки-Аттари
Мечеть Мох или Магоки-Аттари (Яма москательников) — квартальная мечеть XII-XVI веков в Бухаре. Находится на 4,5 м ниже уровня земли, интересна своим резным декором
Мечеть находилась на базаре , на котором до арабского завоевания происходила торговля идолами, лекарственными снадобьями и пряностями, поэтому её иногда называли «Мечеть москательников». Поблизости находился храм Луны , отсюда ее второе название − мечеть Мох. В последней редакции труда Наршахи мечеть, построенная на месте храма луны, называется «магок», то есть «в яме», потому что она уже тогда была наполовину скрыта быстро растущими культурными наслоениями. К началу двадцатого века мечеть была почти полностью покрыта культурым слоем, образовавшимся вокруг нее за тысячелетнюю историю, поэтому местные жители считали ее подземной мечеть, отсюда и ее название Мағоки Аттори — букв. Яма москательников.
Впервые мечеть на этом месте была построена в X веке, до этого здесь находилось языческое культовое сооружение. В XII веке мечеть была перестроена, в частности, вход в мечеть был сделан с южной стороны, так как мечеть уже к этому времени окружал мощный культурный слой, до нашего времени от этой постройки дошел только портал, верхняя часть её была утрачена. Современный вид мечеть приобрела в XIV веке при очередной перестройке.В 1934-35 гг. В. А. Шишкиным были произведены археологические раскопки, был снят культурный слой, полностью покрывавший мечеть.
Считается, что до постройки первой синагоги евреи молились в одном помещении с мусульманами. Эта мечеть называлась «Магак-и Аттари», что означает «Мечеть в яме» («Глубокая мечеть». По одной версии евреи молились с мусульманами в одно и то же время, но в разных углах. По другой — евреи приходили туда только по окончании молитв мусульман. Этим можно объяснить обычай, существующий у бухарских евреев, заканчивать утреннюю молитву словами «Шалом алейхем» («Мир вам»). Этот обычай отсутствует у европейских евреев.
Мечеть Намазгох
Намазгох в Бухаре — молитвенная площадка, предназначенная для богослужений в праздники Курбан-байрам и Рамазан-байрам, находится на юго-западе Бухары. Михраб намазги богато украшен резным алебастром и мозаикой, выложенной в форме цитат геометрических узоров и надписей арабской вязью.
После исламского завоевания праздничные молитвы в Бухаре происходили на Регистане, но в IX веке на площади стало тесно и намазгох был сооружен за городом, на расстояние около трёх километров от центра города. Там она находилась до XII века, когда Арслан-хан повелел, чтобы жители города не отходили далеко от Бухары так как это ослабляет обороноспособность города. В итоге был куплен сад Шамсабад и в 1119—1120 годах на его месте была выстроена намазна в виде кирпичной стены с михрабом. В XVI веке стена была облицована поливной терракотой, в том же веке стене намазги были пристроены арочно-купольная галерея и павильонообразный михраб.
Чингисхан, захватив Бухару в 1220 году провозгласил с порога этой намазги: «Не погрязли бы вы в грехах, не послал бы вам Бог такое наказание, как я».
Файзабад Ханака
На северо-восточной окраине старого города, находится один из самых благородных памятников Бухары — мечеть-ханака Файзабад (Файзабад Ханака) (1598/99 гг.). Эта мечеть, прихожанами которой состояло население квартала Шохи Ахси, служила как для ежедневных пятикратных намазов (мачити панчвакти), так и для пятничных, общих молитв (мачити джумахони). Она была также и местом совершения ритуальных собраний суфиев и местом временного пристанища дервишей. Ишаны (главы и наставники мусульманской общины) этой мечети пользовались большой славой и властью и имели многочисленных учеников (мюридов).
Строительство этой большой добротной мечети из жженого кирпича было осуществлено известным суфием Мавлоно Поянда-Мухаммад Ахси (Ахсикети)-йи Файзободи, умершим в 1601 г. Он был основателем суфийского центра, известного как Файзабад. Род ишанов Шохи Ахси продолжал существовать в Бухаре вплоть до установления советской власти.
Композиция мечети парадна, уравновешенна; к представительному объему центрального зала примыкают с обеих сторон сквозные арочно-купольные галереи, в пилонах главного портала и за михрабом (ниша, ориентирующая молящихся лицом к Мекке) в три этажа размещены жилые худжры для временного пристанища дервишей. Чаша купола в интерьере украшена эффектной двухцветной резьбой по ганчу в технике «часпак».