Росавиация пытается вводить странные запреты на полеты в Турцию

Sunday, 17 July. 2016

Росавиация опубликовала странное заявление о "приостановке перевозки регулярными рейсами граждан России в Турцию". Не вполне ясно, с каких пор у Росавиации взялись полномочия вводить подобные ограничения, недоумевает соб.корр. .

Заявление, появившееся на сайте 17 июля (но датой публикации указано 16 июля), содержит требование к авиакомпаниям отказывать в посадке на рейсы в Турцию гражданам России в случае, если Турция является конечным пунктом перевозки (против транзитного полета через турецкие аэропорты в иные страны Росавиация, похоже, ничего не имеет).

"Аэрофлот" пошел еще дальше. В его заявлении 17 июля говорится, что его самолеты будут в ближайшие сутки улетать в Турцию пустыми с целью лишь вывоза пассажиров оттуда. То есть "Аэрофлот", похоже, неизвестно на каком основании собирается отказать в полете в Турцию вообще всем своим пассажирам без разбора гражданства. Компания предполагает выполнить оба вылета из Стамбула в понедельник 18 июля на широкофюзеляжных Airbus A330 вместо использующихся обычно менее вместительных Airbus A320.

Напомним, что МИД России не вводил (и не мог вводить) никаких ограничений на поездки граждан России в Турцию. Согласно сайту этого ведомства, действуют лишь предупреждения о необходимости соблюдать меры предосторожности, а также призыв не посещать юго-восток страны. Таким образом, неясно, на каком основании Росавиация решила запретить авиакомпаниям перевозку собственных граждан.

"Пикантность ситуации в том, что Росавиация не вправе запрещать ни выезд граждан России за рубеж, ни перевозку их авиакомпаниями в каком-либо направлении",комментирует сложившуюся ситуацию научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко."Фактически, Росавиация приостанавливает гражданско-правовые отношения между авиаперевозчиками и пассажирами, не имея на это никаких оснований. В крайнем случае, госорганы могут предупредить россиян об опасности поездок в Турцию, но те, как взрослые люди, сами принимают решение, взвешивая все за и против такого путешествия. "Директива" ФАВТ разослана радиограммой, которая вообще не является документом, и неясно, на что могут ссылаться авиаперевозчики и аэропорты, если пассажиры предъявят им претензии в судебном порядке. Предел маразма в том, что в радиограмме не содержится никакого запрета регистрации пассажиров на стыковочные рейсы в Турцию, и можно без проблем улететь в Стамбул или Анталью через Минск, Ригу, Баку или любой другой трансферный узел. Чиновники просто изобразили бурную деятельность, отчитавшись "наверх" о принятых мерах. Вряд ли кого-то всерьез волновали вопросы законности и разумности такого запрета, а также его выполнимости в том случае, если пассажир и авиакомпания решат иначе."

Помимо полета через другие страны, в Турцию, вероятно, можно попасть и напрямую, купив при этом транзитный билет через Стамбул в третью страну. Для этого всего лишь требуется отказаться по прилету в Турцию от дальнейшего путешествия. Таким образом, требования Росавиации представляются полным абсурдом, который создаст массу сложностей пассажирам, но не решит никаких проблем. Впрочем, вероятно, что в обозримом будущем этот дикий запрет будет отменен.

Напомним, что полеты между Россией и Турцией возобновились минувшей ночью после почти суточной паузы из-за попытки военного переворота в Турции. Большинство иностранных авиакомпаний также уже летают в Турцию в обычном режиме. Тем не менее пассажирам следует проверять статус своего рейса до поездки в аэропорт. Туристам, находящимся в Турции, особенно в Анкаре и Стамбуле, по-прежнему стоит по возможности избегать мест большого скопления людей.