Нация с ружьем. Почему американцы так оберегают право на оружие

Friday, 18 December. 2015

Оторванность от Европы и постоянные войны привили американцам потребность в стрелковом оружии даже в мирное время.

В начале декабря в Калифорнии семейная пара расстреляла 14 работников социальных служб и скрылась с места преступления. После этого инцидента в США в очередной раз заговорили об ограничении свободной продажи и ношения огнестрельного оружия.

Почти сразу же СМИ нашли американца, который собрал у себя более 5 тыс. единиц оружия. И это был не музей: просто дантист из Небраски увлекался военным делом, хотя сам никогда в армии не служил.

Сенаторы-республиканцы, поддерживающие свободное ношение оружия, начали говорить, что американская нация была сформирована благодаря владению оружием всеми без исключения мужчинами первых колоний. Поэтому неудивительно, что сейчас в США на руках у гражданских лиц находятся более 330 млн единиц огнестрельного оружия.

Стреляют все

Всё началось ещё в XVIIвеке, когда первые колонисты поняли: европейская реальность сильно отличается от той, которую они застали на новом континенте. И чем позднее прибывали переселенцы, тем больше был контраст.

К 1700 году значительная часть городов Германии или Франции уже утратили свои крепостные стены, так как мощная артиллерия делала их ненужной и слишком дорогой тратой ресурсов. А в Америке только начинались войны за бобровые территории с ирокезами, и единственным спасением было создание системы фортов, которые могли стать убежищем.

Тогда же в Европе развернулась кампания по постепенному отмиранию народного ополчения и созданию профессиональной армии. Все уже понимали, что солдата должно экипировать и обучать государство. Кроме того, постоянные войны не давали возможности отрывать людей от сельского хозяйства или промышленности, скажем, для кампании в Индии — экономика бы не выдержала потерь рабочей силы.

Но в США тогда не было единого государства. Поэтому основа континентальной армии, которая сражалась с Британией за независимость, состояла из добровольцев, с детства владевших оружием.

После победы федеральное правительство слишком зависело от настроения в отдельных штатах. А главное — не могло обеспечить безопасность сотен тысяч людей, которые двигались на запад. Тем более что за спорные территории опять нужно было воевать — с индейцами или Мексикой. И основные тяготы этих кампаний ложились на плечи самих поселенцев.

Наконец ко второй половине XIXвека, когда и в США наметилась тенденция к созданию нормальной армии, началась гражданская война. Она показала, что в любой момент центральная власть может выступить против любого штата, поэтому народное ополчение опять стало важным.

Всё это постепенно сформировало уникальную оружейную культуру: в стране каждый совершеннолетний гражданин мог купить себе практически любое оружие. При этом в Америке до сих пор не утихают споры о том, нужно ли ограничивать его ношение. Впрочем, ни одному президенту, каким бы популярным он ни был, не удавалось претворить данную идею в жизнь.

Один в мире

Когда в XVIвеке из стран Северной и Западной Европы в Америку началась массовая миграция, для многих государств сложилась достаточно интересная ситуация. Освоение нового материка на юге проходило более-менее скоординированно под руководством правительств Испании или Португалии.

Но в Северной Америке всё было по-другому. Часто переселенцами были люди, которых не хотели видеть на родине, поэтому отправляли за океан. В правительствах справедливо надеялись, что многие из них погибнут или будут убиты индейцами, а потому Германия или Франция от этого только выиграют.

И действительно накал религиозных войн в Европе во многом был снят именно массовой миграцией протестантов в Америку. Поэтому нельзя сказать, что этим переселенцам никто не помогал и даже не думал защищать. Естественно, взамен они относились к правительству на своей родине более чем прохладно.

Первые люди, которые высадились севернее Карибского региона, вынуждены были рассчитывать только на себя

В итоге первые люди, которые высадились севернее Карибского региона, вынуждены были рассчитывать только на себя. Позднее в колониях создавались довольно авторитарные порядки, и многие из новоприбывших отправлялись основывать собственные фермы. Там они были наедине с дикой природой, и, конечно, ни у кого не возникало желания отнять у них оружие.

Кроме того, индейские племена, которые входили в Ирокезскую конфедерацию, быстро поняли, что белые хотят получить как можно больше их земель для распашки в обмен на выпивку и побрякушки. Поэтому весь XVIIIвек на территории, которая потом стала Соединёнными Штатами Америки, был отмечен постоянными войнами между поселенцами, которых становилось всё больше, и индейцами, численность которых уменьшалась под ударами эпидемий, завезённых из Европы.

К тому же Великобритания или Франция присылали армии, только если опасность грозила важным факториям, которые отправляли за море пушнину. В остальных случаях поселенцы заботились о себе сами. Тем более что отправлять туда солдат было очень дорого, и не все из них выдерживали месячное плавание через Атлантический океан.

Наконец, и Лондон, и Париж постоянно подстёгивали местные индейские племена нападать на своих противников в Новом Свете. Таким образом, они пытались ослабить конкурента в Европе, а защищаться от набегов индейцев нужно было самим колонистам.

В этих условиях постепенно формируется особое сословие дворян и буржуазии, которые не могли помыслить своей жизни без оружия. Тем более что постоянные войны в ополчении сделали многих из них профессиональными солдатами, которые, возвращаясь домой, знали, как обращаться с оружием. И естественно, они не признавали политику тотального изъятия оружия у гражданского населения, которую в то же время начала на своей территории Британия.

Как только заканчивается кампания против основных индейских племён, и они уходят на запад, становится понятно, что власть британцев уже тяготит плантаторов и буржуазию. Весьма логично, что конецXVIIIстолетия проходит в США под знаком борьбы со своей метрополией. И снова регулярная Континентальная армия формируется из ополчения штатов, при этом каждый рекрут часто должен сам покупать себе оружие или приносить своё.

Тогда же в США возникает значительное партизанское движение против британцев. Его щедро снабжает оружием Франция, которая снова воюет с Англией в Европе. Фермеры получают мушкеты в неограниченном количестве, а после завершения конфликта всё это оседает у гражданского населения. К тому же приходит время продвигаться на Запад.

Дорога к океану

К концу войны за независимость Соединённые Штаты занимали не очень широкую полоску земли от океана до Аппалачей. При этом поток мигрантов не ослабевал. И в XIXвеке тысячи переселенцев отправляются на Великие равнины, которые к тому моменту заняты индейцами. Эти племена много лет назад уже бежали от белых захватчиков, поэтому точно знают, что ничего хорошего от колонизаторов не стоит ждать.

Первые же поселенцы сталкиваются с ожесточённым сопротивлением. Но федеральные власти не могут прислать им армию: она задействована в новой войне с Британией. В начале века войска Англии даже прорываются к Вашингтону и сжигают в 1812 году Белый дом.

Потому никто не думает об индейцах. Но и пилигримы в большинстве своём — бывшие ополченцы, а значит, могут за себя постоять. При этом правительство часто не контролирует новые земли, и тот, у кого есть оружие, оказывается хозяином положения.

По мере продвижения на восток и юг американские переселенцы сталкиваются с территориями, которые входят в состав Мексики. В 1845 году Америка силой оружия захватывает Техас и начинает долгий конфликт со своим южным соседом. Вашингтон выигрывает эту войну, но банды и регулярные войска Мексики ещё несколько десятилетий совершают набеги на сопредельные территории.

У федерального центра нет сил, чтобы контролировать границы, которые уже растянулись на тысячи километров. Поэтому в дело вступают региональные армии. Они формируются из добровольцев и финансируются отдельными штатами.

К середине XIX века американское правительство предпринимает первую попытку разоружения своих граждан. Но закон о сдаче оружия толкает южные территории объявить о своём отделении и начать Гражданскую войну

Только к середине XIX века американское правительство предпринимает первую попытку разоружения своих граждан. Она продиктована тем, что противоречия между южными и северными штатами растут и могут привести к войне. Но закон о сдаче оружия толкает южные территории объявить о своём отделении и начать Гражданскую войну.

В ней история с ополчениями во многом повторяется. Южные штаты терпят поражение, но количество людей, которые возвращаются с фронтов, для США колоссальное. Многие из них при содействии правительства отправляются на Запад осваивать новые земли. Конечно же, с оружием в руках.

К тому же после войны резко растёт численность банд и мародёров. По этой причине правительство не может позволить себе разоружить своих граждан. Тем более что никто не даст гарантии, что западные штаты не захотят независимости в ответ на этот шаг. Кроме того, на огромных территориях закон представлен только номинально, и вследствие этого формируется культура самозащиты, которая базируется на праве свободного владения оружием. Затем эта культура становится общепринятой в США в целом.

Ситуация продолжается до начала XXвека, когда в Вашингтоне принимают решение узаконить эту традицию. И оставить без изменения поправки к Конституции, в которых свободное ношения оружия было записано ещё в 1787 году, когда этот документ, собственно, и был принят.

Индустрия смерти

С тех пор постоянно возникают разговоры о том, что нужно пересмотреть оружейный вопрос. Но никто не решается сделать реальный шаг в эту сторону.

Во-первых, многие американцы считают владение оружием своим неотъемлемым правом — наравне со свободой слова или мирных собраний. Не каждый осознаёт, что это право пришло из глубин веков, когда община должна была защищать себя сама, но всё же держатся за такую привилегию.

Многие американцы считают владение оружием своим неотъемлемым правом — наравне со свободой слова или мирных собраний. Американская экономика получает до 2% ВВП от продажи оружия гражданскому населению

Во-вторых, американская экономика получает до 2% ВВП от продажи оружия гражданскому населению. А многие компании специализируются исключительно на стрелковом оружии для рядовых обывателей. По всей стране есть развитая сеть тиров и стрелковых клубов, где можно недорого обучиться владеть оружием.

Более того, во многих штатах, чтобы купить полуавтоматическую штурмовую винтовку, нужно показать только водительское удостоверение. Не говоря уже о клубах исторических реконструкторов, которые покупают для своих сборов противотанковые ружья или реальные фугасные снаряды. С 2009 года компании-производители оружия удвоили свои прибыли, хотя военные заказы постоянно падают. Причина — вооружение стали покупать всё больше гражданских.

Иногда это приводит к тому, что группа сепаратистов на Юге или радикальные религиозные секты становятся большими проблемами, и против них приходится использовать регулярную армию. Так, в 1993 году национальная гвардия и ФБР применили танки при штурме поместья Маунт Кармел, где засели сектанты так называемой Ветви Давидовой.

Кроме того, именно в США постоянно случаются инциденты с массовыми расстрелами случайных людей психопатами. По данным ФБР, за последние десять лет более тысячи человек погибли в таких инцидентах. И главная причина их жестокости в том, что преступники имеют доступ к автоматическому и даже крупнокалиберному оружию.

Но даже после этих трагедий все разговоры о запрете оружия ни к чему не приводят. Политики признают, что право на самозащиту зародилось, когда первые поселенцы с корабля Мэйфлауэр в 1620 году прибыли на новый континент. И с тех пор Америку невозможно представить без оружия.

***

Этот материал опубликован в №49 журнала Корреспондент от 11 декабря 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.