Необычный альянс. 12 стран открыли экономики друг другу
Транстихоокеанское торговое партнёрство может стать достойным конкурентом Китая в мировой торговле.
«Середина октября, возможно, стала переломным временем для всей системы мировой торговли. Страны, которые подписали Транстихоокеанское торговое партнёрство (ТТП), решились пойти дальше простой зоны свободной торговли», – говорит Корреспонденту Майкл Спенс, лауреат Нобелевской премии по экономике.
По мнениюэксперта, те 12 стран, которые согласились открыть свои экономики друг другу, могут стать в будущем новым двигателем мировой торговли. Парламенты этих стран ещё должны ратифицировать документ, но мало кто сомневается, что это будет сделано, пишет Павел Сивоконь в №42 журнала Корреспондент от 23 октября 2015 года.
США, Вьетнам, Япония, Мексика, Канада, Бруней, Чили, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Перу и Малайзия начнут не только беспошлинно торговать, но и свободно обмениваться деньгами, рабочей силой и технологиями
И тогда США, Вьетнам, Япония, Мексика, Канада, Бруней, Чили, Новая Зеландия, Сингапур, Австралия, Перу и Малайзия начнут не только беспошлинно торговать, но и свободно обмениваться деньгами, рабочей силой и технологиями.
Понятно, что главным инициатором процесса были Соединённые Штаты, которые хотели что-то противопоставить растущей экономической мощи Китая и проникновению его товаров на свои рынки. В период экономического кризиса Поднебесная нарастила свой экспорт в Америку на 15% и за счёт низкого курса собственной валюты постоянно получала миллиарды долларов прибыли.
Теперь же ситуация может измениться. Альянс больших экономик и маленьких стран, которые только начинают ускоренно развиваться, вполне возможно, вскоре обойдёт Китай.
Кроме того, ТТП – это не просто торговое сообщество. В тех частях документа, которые участники обнародовали, значится, что страны должны не только торговать, но и укреплять производственные связи. В договоре отмечается, что государства не могут требовать от инвестора локализировать свою технологию или строить дополнительные заводы, чтобы ему позволили производить свою продукцию.
Также запрещается принуждать инвесторов к созданию совместных предприятий с местным бизнесом. Именно так поступает Китай, когда требует от иностранцев отдавать половину акций нового предприятия в руки местных компаний, зачастую принадлежащих партийным чиновникам. Поэтому такой режим торговли и сотрудничества более либеральный, чем могут предложить в Китае или России, демонстративно оставшихся за бортом соглашения по собственному желанию.
Наконец, ТТП делает новый шаг в развитии системы ВТО, которое в последнее время застряло на борьбе с введением заградительных пошлин и регулировании норм экспорта сельхозпродукции. Со времени образования зоны свободной торговли в Северной Америке в 1994 году мировая торговля почти не развивалась, а серия переговоров ВТО в Катаре затянулась на десятки лет. Новое же партнёрство способно сдвинуть с места этот процесс.
К тому же договор на Тихом океане говорит о том, что кризис в развитых странах заканчивается. Если раньше они больше думали о защите своих производителей с помощью высоких импортных пошлин, то нынче экономики большинства из них сумели перестроиться и могут не бояться конкуренции. Поэтому действительно можно сказать, что в глобальной торговле начинается новый период.
Упрямый Китай
С 2007 года Вашингтон пытался построить общую зону свободной торговли с Пекином. Экономика Китая росла двузначными темпами, он постоянно развивал торговые связи в регионе Тихого океана. США хотели создать единую зону свободной торговли с КНР, чтобы хоть как-то регламентировать поступление товаров оттуда.
Надо сказать, что значительную часть импорта в США составляет промышленная продукция из Китая, которая часто идёт контрабандным путём. И даже те товары, что ввозятся вполне законно, часто стоят дешевле, чем аналогичные американские.
И дело тут нет только в дешёвой рабочей силе. Много лет Китай регламентирует курс своей валюты, отказываясь отпускать её в свободное плавание.
«Это не имело значения, пока не начался кризис 2008 года и конкуренция между производителями серьёзно не усилилась. Тогда стало важно, какой курс у китайских денег», - говорит аналитик Лондонской школы экономики Макс Натан.
По его мнению, именно тогда Вашингтон решил активизировать переговоры по созданию единой зоны свободной торговли с Китаем. Этот союз должен был покрыть более 30% мировой торговли.
Но главным условием было ввести свободный валютный курс китайского юаня. Это означало, что правительство этой страны перестало бы получать дополнительные доходы от экспорта. Поэтому переговоры основательно застопорились. Кроме того, многие страны, в том числе и США, начали проводить похожую политику. И Вашингтон уже не мог требовать от Пекина отпустить валюту.
Кроме того, внешнеполитический вектор США сильно сместился в сторону Ближнего Востока, и на Тихий океан обращали мало внимания. Штаты завершали войну в Ираке, а потом пытались взять под контроль события арабской весны.
Аналитики Центра Брукингса утверждают, что тогда мало кто думал о возможности новых торговых переговоров на Тихом океане. Тем более что политика Китая становилась всё более независимой, и сложно было представить, что он согласится войти в организацию, где Америка будет главной, даже если это принесёт ему экономические дивиденды.
Наконец, в экономической сфере американское правительство больше думало о том, как поднять собственную экономику, рост которой в 2009-м был почти нулевым. Многие реформы ударили по торговым партнёрам, когда Вашингтон начал урезать статьи экспорта, чтобы поддержать своего производителя.
Такая политика увенчалась относительным успехом – ВВП США в этом году должен вырасти на 3,2%. Но при этом идея зоны свободной торговли с Китаем оказалась полностью забыта, а сам Тихий океан выпал из интересов Вашингтона.
Нетипичная зона
Идея сформировать ТТП вначале возникла у представителей бизнеса и у правительств небольших стран региона. На встречах представителей государств Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) неформальные представители стран, которые часто являлись главами крупных компаний, начали готовить документы.
Такие страны, как Вьетнам или Бруней, также активно поддерживали процесс. Дело в том, что эти государства уже давно ощущают рост экономического давления со стороны Китая. КНР является их крупнейшим торговым партнёром, и вместе с ней они начали раскрывать свою экономику для мира. Но сейчас Пекин начинает подавлять их экономики. Тем более за последние годы экспорт из этих стран в США стал расти. Например, Вьетнам поставляет 18% своих товаров в Штаты.
Кроме того, небольшие страны Тихого океана чувствуют себя очень неуютно, наблюдая за ростом военной и политической мощи Поднебесной. В прошлом году между пограничными силами Китая и Вьетнама едва не дошло до вооружённых столкновений. Тогда Пекин предъявил свои права на спорные территории в Южно-Китайском море. Ситуацию удалось разрешить только после нескольких недель народных волнений в Ханое и нескольких антикитайских погромов.
Ещё больше пугает тихоокеанские страны то, что КНР к 2020 году намерена построить самый мощный флот в регионе. А на фоне отсутствия политического внимания со стороны США многие думали, что торговля поможет им.
«Только недавно в Вашингтоне решились опять уделить внимание Тихому океану, и идея ТТП сразу заработала. Тем более приближаются выборы, и Бараку Обаме нужно что-то показать избирателям», - поясняет Корреспонденту Ричард Болдвин, глава Центра экономических и политических исследований в Женеве.
По словам аналитика, подписание этого договора вместе с потеплением отношений США и Кубы и снятие санкций с Ирана станут основами пропаганды успехов внешней политики нынешнего лидера Белого дома.
Надо сказать, что сам договор ТТП пока дорабатывается, но уже сейчас понятно, что он будет охватывать не только торговлю, но и инвестиции, промышленность и обмен технологиями. Когда парламенты всех стран ратифицируют документ, к нему смогут присоединиться и другие участники. От них это потребует проведения новых реформ. Во государствах Азии верят, что договор станет толчком для экономики и привлечёт иностранных инвесторов.
Пока непонятны только позиции России и Китая. Пекин может не замечать этого договора и продолжать развивать свою экономику. Ведь у него ещё достаточно высокий запас прочности. Если китайская промышленность перейдёт с ориентации на экспорт на потребности внутреннего рынка, то проблем у страны не будет. Хотя влияние КНР на регион в торговых вопросах несколько ослабнет.
Также Китай может попытаться создать альтернативный союз, но пока эти попытки остаются больше декларативными. Правда, после ратификации ТТП усилия в этом направлении могут ускориться.
В России же опять заговорили, что не думают присоединяться к этой зоне свободной торговли. Эксперты считают, что Кремль делает такие заявления на фоне политического противостояния с Вашингтоном. Тем более что восточные регионы России развиты очень слабо и ориентируются в основном на Китай. И поэтому пока Москва остаётся на Тихом океане лишь поставщиком сырья и не думает про либерализацию своей торговли.
***
Этот материал опубликован в №42 журнала Корреспондент от 23 октября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.