Вопреки желанию воевать. Как была поставлена точка во Второй мировой

Monday, 14 September. 2015

70 лет назад на линкоре Миссури был подписан акт о капитуляции Японии.

Он завершил Вторую мировую войну и начал долгий период оккупации этой страны Америкой, пишет Наталья Гузенко в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года.

В начале сентября на мавзолей самой большой площади в мире – пекинской Тяньаньмэнь – поднимутся два лидера, чтобы принять гигантский парад, который ознаменует 70-летие завершения Второй мировой войны и капитуляции Японии.

По сути, китайский парад должны были принимать совсем другие лидеры, а не глава КНР Си Цзиньпин и президент РФ Владимир Путин. Но Соединённые Штаты, которые внесли самый большой вклад в победу над Японией, не захотели присылать на торжества своих представителей, чтобы не злить Токио. Ведь Япония сейчас стала одним из самых преданных партнёров США в регионе Тихого океана.

Но 70 лет назад, 2 сентября 1945 года, всё было совсем иначе. Две страны готовы были вести войну до полного истощения или уничтожения противника. Америка уже успела сбросить на японские города две атомные бомбы, в ответ Токио хотел применить против армии США бактериологическое оружие и массированные налёты камикадзе, чтобы убить как минимум 1 млн американских солдат и подорвать боевой дух захватчиков.

В конце июля 1945-го в Белом доме считали, что война может продлиться ещё два года и стоить колоссальных потерь. Но атомные бомбардировки и массированное наступление советских войск в Китае подорвали волю японского народа к сопротивлению и привели к капитуляции.

На борту линкора Миссури был подписан акт о капитуляции Японии. Японская сторона постоянно говорила о том, что в государстве должно сохраниться монархическое правление, но союзники требовали принятия конституции и демократизации. Кроме того, американцы хотели, чтобы высшее военное руководство понесло ответственность за преступления в ходе боевых действий.

Эти условия вызвали бурю негодования среди высших офицеров японской армии. Они даже предприняли попытку переворота и пытались захватить заявление о капитуляции. Но страна, истерзанная войной, не поддержала заговорщиков.

Победившие государства обошлись с Японией довольно мягко. На Токийском трибунале смертные приговоры за военные преступления получили только шесть человек. Остальные были осуждены на разные тюремные сроки, причём большинство из них освободились через несколько лет.

Более того, многие люди, которые возглавляли монархическое правительство времён войны, вернулись в политику. Так, нынешний премьер Японии, Синдзо Абэ, – внук Нобусукэ Киси, который был в войну министром торговли, а после, уже в побеждённой Японии, возглавлял исполнительную власть.

В период, когда союзники решали, как обустраивать Японию, они уже ощущали первые зачатки холодной войны и поэтому каждый хотел склонить Страну восходящего солнца на свою сторону

По настоянию генерала Дугласа Макартура в стране сохранили монархию, пусть и номинальную, как символ национальной гордости. Историки считают, что в период, когда союзники решали, как обустраивать Японию, они уже ощущали первые зачатки холодной войны и поэтому каждый хотел склонить Страну восходящего солнца на свою сторону.

День 2 сентября 1945 года остался в истории как дата завершения Второй мировой войны. По иронии судьбы, наиболее масштабные торжества в нынешнем году пройдут в коммунистическом Пекине с участием России. Хотя 70 лет назад Москва отправила на подписание капитуляции лишь своего представителя при штабе Макартура генерала Кузьму Деревянко, а коммунистические партизаны тогда и не думали воевать с японцами.

До последнего острова

В начале 1945 года казалось, что Япония сможет удержать американский флот подальше от своих границ и вынудит США подписать мирный договор. Ещё в начале войны на Тихом океане, в декабре 1941-го, в Токио не скрывали, что не сумеют победить Америку.

Там хотели захватить как можно больше островов с ресурсами в Азии и постепенно помириться с Вашингтоном, но на своих условиях. Даже после того как американцы оправились от первого удара в Пёрл-Харборе и начали выбивать японцев с захваченных территорий на Филиппинах и в Коралловом море, японское командование не оставляло надежду на мир.

Но в марте 1945-го американские войска начали десантную операцию на Иводзиме. Этот небольшой островок был форпостом обороны внутреннего пространства метрополии, и его падение означало, что следующим под удар попадёт сам Японский архипелаг.

И перед генералом Курибаяси была поставлена задача любыми способами удержать остров, хотя его силы серьёзно уступали американским, не говоря уже о полном господстве последних в воздухе. Генерал принял решение опираться на систему огромных дотов и пещер, переоборудованных под склады и арсеналы.

Атака на Иводзиму началась 19 февраля. До этого флот три дня постоянно обстреливал позиции японцев. В результате постоянных бомбёжек и обстрелов на острове выгорела вся растительность, а сам он покрылся толстым слоем пепла.

В таких условиях американские морские пехотинцы несколько недель выбивали японцев из замаскированных убежищ и укреплённых точек. Когда они захватили самую высокую точку острова, гору Сурибаци, исход битвы был предрешен. Тогда же США решились сделать ставку в будущих войнах на морскую пехоту, для которой эта битва была пробой сил.

Потеря Иводзимы для Японии совпала также с потоплением гордости флота – линкора Ямато. Этот корабль с основной артиллерией калибра 460 мм, способный посылать снаряды на рекордную дальность, вышел на помощь войскам Курибаяси и недалеко от Иводзимы столкнулся с американским флотом. Моряки США не стали вступать с ним в артиллерийскую дуэль, а вызвали серию мощных авиаударов по кораблю.

В результате после рейда, в котором участвовали 227 самолётов, и 13 попаданий торпед корабль взорвался. Погибла почти вся его команда – более 2 тыс. человек.  Вместе с кораблём на дно ушла и надежда императорского флота переломить ход войны.

Но даже тогда Токио рассчитывал добиться мира на своих условиях. Во-первых, он усиленно готовил самый южный остров архипелага, Кюсю, к отражению американского десанта. Планировалось, что армия использует 3 тыс. самолётов-камикадзе, чтобы топить десантные суда на подходе, а мобилизованное местное население начнёт против захватчиков массовую партизанскую войну. В генеральном штабе верили, что, потеряв до 1 млн солдат, Вашингтон не решится идти дальше.

Кроме того, на западе, в Манчжурии, пока было всё спокойно. СССР и Япония ещё в 1941-м подписали пакт о нейтралитете и исправно его соблюдали в течение всей войны в Европе. В Москве боялись, что Токио, как союзник нацистского Берлина, попытается начать вторжение в Сибирь в самое сложное для Советов время - битвы за Сталинград в 1942-м.

Но Токио нерушимо соблюдал пакт, хотя Москва всё время держала у границ Манчжурии 40 боеспособных дивизий. Весной 1945 года японцы наделялись, что ситуация там не изменится, тем более что основные ресурсы и запасы бактериологического оружия были сосредоточенны именно на материке.

Самураи не сдаются  

Но в июле ситуация резко изменилась. Союзники, разгромив Германию, собрались на мирную конференцию в Потсдаме и постановили продолжать войну с Японией до её капитуляции. Тогда же стало понятно, что советская армия, на тот момент одна из самых боеспособных в мире, вскоре вторгнется в Манчжурию.

В Токио считали, что Советам не удастся быстро преодолеть все линии обороны, а американский десант захлебнётся из-за больших жертв и союзники отступят. Японцы отказались даже рассматривать условия капитуляции.

Но уже 9 августа СССР начал боевые действия против Японии. За несколько дней советские войска разбили и окружили большую часть вооружённых сил противника на материке. Также были потеряны запасы бактериологического оружия, которое там разрабатывалось.

Дело в том, что правительство Японии уже готовилось ставить подобные боеголовки на подводные лодки и направлять их к американским городам, чтобы распространять там опасные болезни. Это оружие создавалось уже несколько лет в Манчжурии в ходе экспериментов над пленными китайцами. Смертоносные пробирки берегли для последнего удара, который нужно будет нанести, когда ситуация станет безвыходной.

Даже потеряв средства возмездия, Япония вооружила более 5 тыс. лодок-самоубийц и ждала американского десанта. Но 6 августа армия США сбросила ядерную бомбу на Хиросиму. В результате взрыва погибли более 60 тыс. человек. Эта страшная цифра не стала рекордом – немногим ранее от бомбардировки Токио обычными зажигательными снарядами умерли свыше 100 тыс.

Но когда через несколько дней второй ядерный заряд был сброшен на Нагасаки, стало понятно: Америка может уничтожить японские города, даже не прибегая к десанту. И главная идея партизанской войны стала неактуальной. Над страной нависла угроза капитуляции.

Её провозглашение было намечено на 12 августа. Но в ночь перед этим несколько высокопоставленных офицеров ввели верные им вооружённые силы в императорский квартал и оцепили его. Они арестовали нескольких служащих радиовещательной станции, расположенной там, чтобы воспрепятствовать провозглашению капитуляции. А генерала Мори, отказавшегося присоединиться к восстанию, застрелили из опасения, что он сообщит о мятеже генералу Сидзуити Танаке, который на тот момент был самым влиятельным человеком в армии и мог отговорить солдат от противостояния.

Следующие несколько часов заговорщики искали текст акта о капитуляции и большую государственную печать, чтобы уничтожить их. Но в это время министр императорского двора с печатью прятался в потайной подземной комнате, и его не смогли найти. Сам дворец был погружен во мрак, так как соблюдались предписания светомаскировки: любой ярко освещённый объект мог стать целью авиации союзников.

Не найдя документ, заговорщики бросились на местную радиостанцию и потребовали дать им выход в эфир. Но и тут их ждала неудача – никто не знал, как пользоваться сложной аппаратурой.

К утру в императорский квартал прибыл генерал Танака, который сразу стал уговаривать солдат прекратить мятеж. Между тем лидеры мятежа на конях ездили по Токио и разбрасывали листовки против капитуляции. Когда они вернулись к дворцу, их солдаты уже сложили оружие, и им не оставалось ничего другого, кроме как в лучших самурайских традициях покончить с собой.

В тот день император таки зачитал текст  акта о капитуляции, и война юридически закончилась. Правда, некоторые части продолжали сопротивление, а часть высокопоставленных офицеров предпочли застрелиться, но не сдаться врагу. К началу сентября, понимая, что война проиграна, более 500 человек убили себя. Но общей картины это не изменило – Япония была обескровлена и хотела мира любой ценой.

Исторический корабль

Поначалу акт о капитуляции хотели подписать в императорском дворце, но отказались от этой мысли. Японские военные могли бы не стерпеть такого унижения и напасть на представителей союзников. К тому же в США ещё велись споры о том, стоит ли оставить монархию в этой стране, и поэтому было решено лишний раз не поднимать данный вопрос. Другие же официальные здания в Токио были или разрушены или повреждены.

Первоначально дату исторического подписания назначили на 1 сентября, чтобы дни начала и завершения Второй мировой войны совпали

Представители США потребовали, чтобы делегация Японии прибыла на борт линкора Миссури в Токийскую бухту. Первоначально дату исторического подписания назначили на 1 сентября, чтобы дни начала и завершения Второй мировой войны совпали. Ведь именно 1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу.

Но потом стало понятно, что никто не знает, как провести столь большой корабль в бухту. Дело в том, что за годы войны её не раз бомбили и на дне лежали остовы потопленных кораблей, а часть акватории была и вовсе заминирована. При этом всё делалось в спешке, и мало кто знал, где именно поставили мины.

Весь день 1 сентября ушёл на поиски лоцмана, способного дать чёткую картину происходящего в бухте. Только на рассвете 2 сентября кораблю удалось подойти к берегу. На него же прибыла и делегация японского правительства с текстом акта о капитуляции.

От США документ подписал генерал Макартур, от СССР – генерал Деревянко, представитель советского командования при американском штабе. До этого предполагалось, что капитуляцию должен принимать маршал Александр Василевский, командовавший боевыми действиями в Манчжурии, но в последний момент Москва отказалась от этой идеи.

Историки считают, что японский театр военных действий был не особо важен для СССР, уже сосредоточившегося на будущем противостоянии с США и поэтому не желавшего отсылать на подписание маршала. Капитуляцию подписали представители ещё семи стран, которые имели колонии на Тихом океане или вели боевые действия с японцами.

На долгие годы Токио лишался права иметь свою армию и должен был находиться под защитой флота США. Фактически это была оккупация. Впрочем, надвигающаяся холодная война сделала американское присутствие не таким тяжёлым. В Вашингтоне хотели получить сильную и развитую Японию у берегов коммунистического Китая и ослабить влияние Москвы на этот регион.

Сейчас в Токио всё чаще говорят о том, что настала пора возродить военное могущество и даже заиметь ядерное оружие. Видимо, тогда уже никто не сможет принудить Японию к позорной капитуляции.

***

Этот материал опубликован в №35 журнала Корреспондент от 4 сентября 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.