КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ

Tuesday, 4 August. 2015

КРАСНОЕ И ЧЕРНОЕ

"Бремя
белого человека", официальная доктрина, обосновывавшая право европейцев
на колонии, сбоев, как правило, не давала. Подтянуть "голых и диких
язычников, живущих в разврате и жестокости" до своего уровня, взяв плату
всякими вкусняшками, считалось вполне нормальным.
А вот как
быть, если вдруг - и не язычники, а добрые, набожные христиане?.. и не
голые, а в брюках и сюртуках, причем сидящих вполне естественно?.. и не
дикие, а грамотные, прекрасно говорящие на трех языках, да еще и
считающие себя "почти белыми"?.. и вовсе не жестокие?
Согласитесь, сложно.
И эту сложнейшую задачу пришлось решать в Юго-Западной Африке немцам.
Впрочем, не будем забегать вперед...
Дети Юга
В
свое время, когда ЮАР был еще не той ЮАР, что сейчас, но уже к тому
шло, в связи с чем, белым приходилось как-то обосновывать свои претензии
на стоять у руля, одним из главных аргументов в спорах с «черными»
идеологами было: «Не мы тут понаехавшие, а вы; мы, в отличие от вас,
коренные». И это была чистая правда: ни коса, ни зулу, ни ндебеле, -
короче говоря, никто из банту, которых нынче на Юге Африки подавляющее
большинство, - аборигеном не был: все они пришли, когда буры уже были
тамошними, незадолго до британцев. Однако сказать , что буры явились на
пустое место, тоже нельзя: бескрайний вельд к их приходу давно уже был
населен «койсанами» - племенами койкоин, позже известными, как
готтентоты (самоназвание «нама» или «красные люди», поскольку цвет кожи у
них, в самом деле, красноватый), тоже пришедшими издалека, но в
стародавние времена, и потеснившими аборигенов – народ сан (они же
бушмены). И вот к ним-то в середине 17 века как раз явились переселенцы
из Голландии, позже названные бурами, но сами себя именовавшие и поныне
именующие африкаанерами, то есть просто «африканцами».