Авиакомпании могут получить право произвольно высаживать пассажиров почти без компенсации

Tuesday, 23 June. 2015

Министерство транспорта России представило законопроект, регламентирующий отказ пассажиру в посадке на авиарейс вследствие овербукинга (ситуацию, когда на рейс продано больше билетов, чем мест в самолете). К сожалению, документ крайне односторонен - он учитывает только интересы авикомпаний и не содержит никаких гарантий для пассажиров, сообщает соб.корр. .  

Законопроект позволяет авиакомпании отказывать пассажирам в посадке на рейс абсолютно на любом основании или вовсе без такового. В формулировке Минтранса для этого достаточно просто "решения перевозчика", без каких-либо условий. Иными словами, документ позволяет перевозчику отказать в посадке в самолет как в случае овербукинга, так и в любом другом по произволу авиакомпании.

Все, что авиакомпания при этом обязана сделать - это предоставить пассажиру место на другом рейсе. В дикой формулировке Минтранса это выглядит как "перевозчик обязуется проинформировать пассажира об альтернативном варианте воздушной перевозки". Формально в тексте нет даже вообще обязанности перевезти пассажира. При этом в документе не содержится никаких ограничений - перевозчик может отправить пассажира даже через неделю без последствий для себя и без выплаты пассажиру вменяемой компенсации за задержку.

Единственная компенсация, о которой упоминает законопроект - та, что предусмотрена действующими федеральными авиационными правилами. Она составляет смешные 25 рублей за каждый час задержки. Таким образом, пассажир, который по вине авиакомпании застрянет где-либо на сутки, получит за это лишь 600 рублей.

Более того, законопроект не обязывает авиакомпанию предоставить пассажиру на время такой вынужденной задержки питание и ночлег. Согласно тексту законопроекта, при согласии пассажира улететь позднее иным рейсом "договор перевозки считается измененным", то есть с авиакомпании снимается обязанность заботиться о пассажире в течение срока ожидания нового рейса.

В случае, если пассажир не согласен на вылет иным рейсом, законопроект обязывает авиакомпанию вернуть ему "сумму, уплаченную за воздушную перевозку". При этом никак не регламентирован случай, когда отказ в перевозке происходит уже после того, как часть путешествия совершена - например, во время пересадки или при полете обратно. Очевидно, что подобная бездумная формулировка оставляет поле для произвольных расчетов сумм, причитающихся к возврату.

Напомним, что соответствующее законодательство давно действует во множестве развитых стран. Однако там возможность овербукинга для авиакомпаний жестко увязана с обязанностью перевозчика уплатить существенную компенсацию пассажиру в случае, если итоговая задержка превысила несколько часов. В Евросоюзе такие компенсации варьируются от 125 до 600 евро, в США - начинаются от двойного тарифа в одну сторону и заканчиваются $1300.

В целом документ Минтранса производит впечатление грубой и непродуманной поделки, сочиненной на скорую руку. Столь сложный вопрос авторы умудрились "регламентировать" всего лишь на полутора страницах. По российской бюрократической традиции, он носит неприметное название "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как известно, законопроект Минтранса появился вскоре после того, как ряд крупнейших российских авиакомпаний потребовали законодательной легализации овербукинга. Похоже, что получившийся у Минтранса крайне сырой проект только интересы авиакомпаний и учитывает. В уже сильно перекошенном в пользу перевозчиков российском авиационном законодательстве может появиться новый ущемляющий интересы пассажиров документ. Напомним, что годом ранее авиаперевозчики успешно пролоббировали серьезные штрафные санкции для пассажиров, пожелавших сдать свой билет, вплоть до полного невозврата уплаченных за него денег. Однако сами авиакомпании не несут никакой ответсвенности за срыв договора перевозки со своей стороны, а новый законопроект грозит лишь усугубить бесправное положение пассажиров.