Война улицы. США столкнулись с опасной проблемой

Wednesday, 20 May. 2015

США переживают волну погромов, на которую власти отвечают милитаризацией полиции и стрельбой на поражение.

Военные автомобили и национальных гвардейцев в полном боевом оснащении американцы привыкли видеть только в кадрах военной хроники из Ирака и Афганистана, пишет Павел Сивоконь в №19 журнала Корреспондент от 15 мая 2015 года.

Но теперь боевая техника и солдаты пришли на их улицы. Именно эта картина больше всего шокировала американскую общественность в ходе протестов в Балтиморе. Беспорядки в городе возникли по той же причине, что и протесты в Фергюсоне в августе 2014-го: при задержании полицией был убит чернокожий подросток. 

Губернатор штата Мэриленд (куда входит Балтимор) Лир Хоган заявил, что солдаты будут пресекать акты насилия со всей решимостью. Но вместе с тем признал, что защитников правопорядка стоит сдерживать от эксцессов, так как их вооружение больше подходит для боевых действий, чем для разгона манифестаций.

К весне 2015 года Америка подошла с двумя очень опасными тенденциями.

Экономика, которая начала расти, пока не может обеспечить надёжный базис для социальной стабильности, и поэтому общество всё сильнее чувствует, что разрыв между богатыми и бедными растёт

Экономика, которая начала расти, пока не может обеспечить надёжный базис для социальной стабильности, и поэтому общество всё сильнее чувствует, что разрыв между богатыми и бедными растёт.

По прогнозу The Economist, в этом году ВВП Штатов вырастет на 3,2%. Но при этом безработица останется на высоком уровне, а социальные пособия нужно будет опять сокращать. Примерно такая же картина и в медицинском страховании. Старые системы, созданные более полувека назад, уже не могут обеспечить бесплатным лечением разросшееся население. А новая реформа, Obamacare, только начинает работать и пока недостаточно обкатана.

Коме того, волна мигрантов привела к тому, что в городах создаются гетто с цветным населением, не имеющим доступа к тем благам цивилизации, которыми пользуются белые американцы. Наиболее остро это различие проявляется в центре США – там, где в период кризиса закрытие предприятий и падение зарплат было особенно заметным.

«Города как Балтимор или Детройт потеряли свои главные источники дохода, и власти пока не предложили им новых. Поэтому люди чувствуют себя там брошенными», – говорит Корреспонденту Роберт Блендон, профессор социологии в Гарварде.

Второй опасностью стала постепенная милитаризация систем правопорядка

Второй опасностью стала постепенная милитаризация систем правопорядка. Ещё в 2009 году исследовательский Институт САТО выпустил аналитическую записку, в которой говорилось, что на волне борьбы в терактами Пентагон всё больше подчиняет себе полицию и добивается оснащения стражей порядка боевым оружием и бронетехникой.

Более того, с 2001-го национальная гвардия США получила дополнительно $ 500 млрд вливаний из федерального бюджета на вооружение и смогла позволить себе создать даже собственные воздушные силы. К тому же многие солдаты нацгвардии, которые сейчас патрулируют мятежные города, проходили службу в Ираке или Афганистане, а значит, приобрели опыт не только разгона враждебной толпы, но и реальных боевых действий.

Поэтому сейчас в США обсуждается проблема, как быть с американской мечтой, провал которой всё чаще толкает жителей на погромы. Вместе с тем волнует американцев и другой вопрос: как обуздать полицию, которая готова стрелять и вводить боевую технику на улицы городов.

Новая революция

Протестующие в Балтиморе и Фергюсоне не выдвигали политических лозунгов. Они просто хотели, чтобы офицеров полиции, застреливших чернокожих, наказали. Но суды тогда отказались выдвигать обвинения против стражей порядка. По закону, полицейский может открывать огонь по подозреваемому, если его поведение показалось враждебным или угрожающим, а также если преступник пытается бежать.

В период экономического процветания подобные инциденты в США происходили довольно часто. По мнению Терри Миллера из фонда Наследие, общественность в основном не обращала внимания на эти случаи.

«Все были напуганы террористической угрозой после атаки 11 сентября и выступали за ужесточение мер безопасности», - говорит эксперт.

По словам Миллера, Белый дом даже негласно одобрял незаконное задержание и пытки подозреваемых, если это могло предотвратить теракт. К тому же уровень преступности в период с 2001 по 2009 год в Штатах был сравнительно низким, и жестокое поведение полиции не привлекало внимания.

Ситуация изменилась с началом экономического кризиса. Центральная часть США стала терять свою промышленную основу. Вначале обанкротились или начали массовые сокращения сталелитейные заводы, а потом автомобильные гиганты General Motors и Chrysler запросили у государства защиты от кредиторов, то есть фактически объявили банкротство.

По данным Американской федерации профсоюзов, более 8 млн человек потеряли работу в кризис и до сих пор не могут устроиться

Конечно, эти корпорации спасли, выделив им более $ 200 млрд. Но значительную часть заводов им пришлось закрыть или перенести производство в другие регионы мира, где можно меньше платить рабочим. В итоге, по данным Американской федерации профсоюзов, более 8 млн человек потеряли работу в кризис и до сих пор не могут устроиться.

При этом городские власти в небольших поселениях сильно увлеклись выпуском собственных ценных бумаг, которые инвестировались в рискованные активы. Когда в 2008 году эта схема рухнула, оказалось, что у городов нет денег на развитие, и они сами попросили государство поддержать их.

На это наложился наплыв мигрантов, который США переживают в последние годы. Поэтому в депрессивных городах создавались рабочие гетто для цветного населения, в основном жившего на пособия или за счёт разбоя

Для жителей окраин это означало не только безработицу, но и отсутствие нормальной инфраструктуры и развития городов. На это наложился наплыв мигрантов, который США переживают в последние годы. Поэтому в депрессивных городах создавались рабочие гетто для цветного населения, в основном жившего на пособия или за счёт разбоя.

Неудивительно, что уровень преступности в этих городах стал значительно расти, особенно в 2013 году, когда правительство начало новую программу социальной экономии и срезало часть субсидий. Наконец, особо опасной ситуация стала из-за свободного владения огнестрельным оружием. Любой полицейский считает, что нарушитель может быть вооружён, и действует соответственно. Если раньше общество было готово принять это ради безопасности, то теперь нет.

Местные солдаты

Пока американские власти в ответ на протесты предпочитают использовать специальные части, ранее выводившиеся на улицы только в крайнем случае.

Дуглас Эллиот из Института Брукингса напоминает, что в 2005 году, когда на штат Луизиана обрушился ураган Катрина, военные далеко не сразу смогли справиться с мародёрством на затопленных территориях. Часто у них даже не было нормального оружия и техники, чтобы оттеснить вооружённых грабителей.

Теперь ситуация изменилась. На второй день беспорядков в Балтиморе туда были введены части национальной гвардии в полном снаряжении и с военными автомобилями.

«Не хватало только танков, чтобы начинать бой в городских условиях», - говорит Эллиот.

Балтимор показал, что на основе полиции и нацгвардии постепенно создавались новые армейские подразделения. По словам экспертов, это несёт в себе опасность сразу по нескольким направлениям.

Во-первых, существует риск применения солдатами на улицах оружия, так как они привыкли воевать с врагом, а не усмирять гражданские протесты. Во-вторых, полицейские, которые получают такое вооружение, не прошли должной подготовки. И, наконец, использование спецназа сейчас стало общей практикой, хотя раньше вызовы были не такими частыми.

Причину этой трансформации полиции аналитики видят в постоянной угрозе терроризма, который культивировали власти. Под защиту американских интересов подвели значительное наращивание расходов на внутреннюю оборону.

С 2009 года ассигнования на внутренние войска и полицию выросли на 70%. В основном эти деньги шли на переподготовку и экипировку войск

По данным бюджетного комитета конгресса, с 2009 года ассигнования на внутренние войска и полицию выросли на 70%. В основном эти деньги шли на переподготовку и экипировку войск. При этом значительная доля частей нацгвардии успела побывать в горячих точках и получить там опыт боёв.

Тенденция к милитаризации полицейских усилится, когда последние американские солдаты покинут Афганистан – а это должно случиться уже до конца года. Тогда нужно будет трудоустроить ещё более 200 тыс. кадровых солдат, и многие из них пойдут продолжать службу во внутренние войска. Поэтому действия полиции могут стать только более жёсткими.

Постепенная эскалация противостояния бедного населения и милитаризованной полиции грозит закончиться новыми социальными взрывами

По мнению экспертов, такая постепенная эскалация противостояния бедного населения и милитаризованной полиции грозит закончиться новыми социальными взрывами. А стражи порядка сразу будут стрелять на поражение.

Похожая ситуация уже возникала в США в 1960-х на волне протестов против войны во Вьетнаме. Тогда это привело к сужению прав полиции и социальным реформам. Теперь же речь об этом не идёт – скорее на улицы городов и впрямь выйдут танки.

***

Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 15 мая 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.