Корреспондент: Ничейная страна. Йемен становится новым очагом войны

Thursday, 9 April. 2015

Это может расколоть и без того нестабильный Ближний Восток, пишет Павел Сивоконь в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года.

«В три часа ночи наши самолёты вошли в воздушное пространство Йемена и начали бомбить позиции боевиков в Адене. Под завывание сирен мы начали воевать», – говорит Корреспонденту один из старших офицеров ВВС Саудовской Аравии.

По его словам, Эр-Рияд долго готовился к этому рейду и теперь только в первой волне задействовал сразу 50 самолётов и даже привлёк иностранных союзников.

Так 26 марта началась международная операция Буря решимости. Коалиция во главе с Саудовской Аравией поставила себе цель разбить повстанцев хуситов (одна из ветвей шиизма в исламе) и вернуть власть президенту Мухаммеду аль-Хуси, бежавшему из страны. В крайнем случае в Саудовской Аравии рассчитывают создать президентский совет, который будет править страной ещё год – до того момента, когда в Йемене будут готовы провести демократические выборы. Пока компромисс с повстанцами никого не устраивает.

По мнению аналитиков Совета по внешней политике, в Эр-Рияде сейчас очень обеспокоенны тем, что у них под боком гражданская война вошла в новую фазу и теперь сторонники радикальной шиитской идеологии могут прийти к власти. Поэтому саудиды заявили, что не ограничатся только воздушными ударами, но попробуют провести также и наземную операцию, если это будет нужно.

На границах с Йеменом уже сосредоточились более 150 тыс. солдат этой страны. Другие государства региона либо уже присоединились к коалиции, либо высказали свою поддержку.

Все, кроме Ирана. В Тегеране, наоборот, заговорили о военной интервенции в другую страну и призывают прекратить это немедленно. Но пока главы Ирана не желают вступать в прямой дипломатический конфликт с Западом, который также негласно поддержал Бурю решимости. Ведь переговоры по иранской ядерной программе, которые должны отменить санкции против экономики страны, вышли на финишную прямую, и сейчас не стоит злить Вашингтон.

В самих США операцию официально осудили и потребовали прекратить вторжение. Но, видимо, не станут давить на своих союзников – саудовских шейхов.

«Йемен много лет был базой террористов и Аль-Каиды, поэтому сейчас Эр-Рияд поможет уничтожить их инфраструктуру», – говорит Корреспонденту Экхарт Воэрцт, старший аналитик Barcelona Centre for International Affairs.

Тем более что никому в мире и регионе Ближнего Востока не выгодно появление ещё одного очага полноценной гражданской войны. Эту часть планеты и так считают одной из самых нестабильных.

Таким образом, сейчас мало кого волнует судьба Йемена – политики больше думают, как сохранить хотя бы тень стабильности в регионе. Дело в том, что война в Сирии, наступление джихадистов ИГИЛ в Ираке, постоянные теракты в Афганистане и Пакистане привели к тому, что после арабской весны Ближний Восток погрузился в пучину хаоса. Которая может перерасти в глобальную войну, если всё это не остановить сейчас.

Возможны заморозки

До начала арабской весны Йемен был классическим небольшим государством региона Персидского залива. Он не обладал большими запасами нефти и поэтому не мог себе позволить соблюдать хотя бы видимость демократии.

С 1990 года там правил представитель военных Али Абдулла Салех. Он пришёл к власти ещё в тот период, когда страна была разделена на две части - Йеменскую Арабскую Республику и Демократическую Народную Республику Йемен. Салеху повезло: в нужное время он был командующим войсками в столице, поэтому его и назначили председателем президентского совета.

В начале своего правления президент пытался опираться на США и Саудовскую Аравию. Тем более что Эр-Рияд спокойно смог предоставить кредит стране на сумму $ 10 млрд. Но позднее, когда в 2001 году американские войска вторглись в Афганистан, а потом и в Ирак, его политические взгляды начали меняться.

Этому способствовали сразу два фактора. Во-первых, часть Аль-Каиды, которую международная коалиция выбила из Афганистана, перенесла свою инфраструктуру в Йемен и стала там готовить боевиков. По мнению главы комитета по внешней политике парламента Великобритании Дэвида Хоуэла, северные районы страны вышли из-под контроля правительства и Салеху нужно было договориться с террористами.

Во-вторых, Россия начала менять свой курс и стала более активно поддерживать маргинальных правителей Ближнего Востока, чтобы получить своих союзников и там. В 2005 году Йемен даже посетил президент РФ Владимир Путин, который пообещал стране экономическую помощь и подарил своему коллеге орден. А США и ЕС требовали от Салеха всё больших усилий для борьбы с террористами, чьи действия привели к полномасштабной войне.

У властей оставался только один союзник – Эр-Рияд. В 2010 году, когда по всему региону началась арабская весна, власти Йемена подавили мирные манифестации с помощью оружия. Саудовская Аравия была готова ввести свои войска в страну. Но всё закончилось более мирно – Салех был ранен в результате взрыва в мечети и, узнав, что против него восстал родной брат, который двигался к столице с танковым корпусом, решил отправиться лечиться в Аравию.

На этом гражданское противостояние прекратилось. Новым президентом избрали Мансура Хади, который также представлял партию военных.

Эксперт: Для Ближнего Востока характерно, когда после неудачной революции власть опять берут военные

«Для Ближнего Востока характерно, когда после неудачной революции власть опять берут военные. Так было в Египте», – говорит Корреспонденту Томас Липман из Колумбийского университета.

По его словам, на Ближнем Востоке сейчас две силы, которые пользуются уважением среди населения, – военные и религиозные деятели. Но, как показал опыт арабской весны, исламские партии не смогли взять контроль над государственным аппаратом и почти везде проиграли.

В Йемене президентом стал военный – аль-Хуси. И почти сразу северо-восточные провинции, населённые преимущественно хуситами, начал вести партизанскую борьбу с провластными войсками.

Несколько лет ничего не происходило, но потом повстанцы обзавелись современным вооружением и даже смогли создать свою авиацию, для того чтобы организовать налёт на президентский дворец. В итоге к средине марта они захватили столицу Сану и вынудили президента бежать. В этот момент, чтобы хуситы не смогли победить, в дело вступила международная коалиция.

Друзья-соседи     

Ещё до начала бомбардировок Саудовская Аравия обвинила Иран в подготовке и спонсировании повстанцев. Дело в том, что хуситы исповедуют довольно радикальный шиизм и хотят создать собственное государство под руководством духовенства. Проще говоря, повторить путь Ирана, когда в 1979 году там прошла исламская революция.

Тегеране, конечно, заинтересован в этом. Ведь новая страна вынуждена будет обратиться к нему за помощью и попадёт в зависимость от Ирана. Тем более что это ослабит главного конкурента Ирана в регионе – Саудовскую Аравию. По данным Международной организации труда, более 40% работников на буровых платформах этой страны приезжают из Йемена. Если бы там воцарился шиизм, то постепенно хуситы могли бы распространить свои взгляды и на другие государства.

В 2010 году в Эр-Рияде уже показали, насколько боятся этого. Как только в Йемене начались волнения, на его границах сосредоточили 100 тыс. солдат и предложили правительству стабилизационный кредит в $ 5 млрд.

«Много лет саудиты платили, чтобы радиальный шиизм не пришёл к ним на полуостров, а теперь готовы и воевать за это», – говорит Корреспонденту глава Института Атлас Томас Палмер.

Кроме того, в последнее время в Эр-Рияде с опаской смотрят на то, как растёт региональная мощь Ирана. Во-первых, США уже почти готовы снять с него все экономические санкции, если Тегеран согласится пустить инспекторов МАГАТЭ на свои ядерные объекты. Если переговоры закончатся успешно, то Иран вскоре может стать самой мощной экономикой в регионе. В отличие от Саудовской Аравии с 28 млн населения Иран обладает внутренним рынком в размере 80 млн человек и может успешно развивать не только добычу нефти.

Во-вторых, международные эксперты признают, что в последнее время Иран смог очистить от ИГИЛ часть территорий Ирака без помощи США и международных сил. Отряды шиитской милиции, которую вооружают в Тегеране, уже захватили район Кербеллы. К тому же аналитики прогнозируют, что Ирак вскоре может развалиться на несколько независимых государств и тогда на его юго-востоке вполне может возникнуть шиитская страна.

Поэтому, как только повстанцы-шииты заняли столицу Йемена, Саудовская Аравия начала бомбить их позиции. По данным СМИ, от этих авиаударов уже погибли более 30 мирных жителей, но Эр-Рияд не думает останавливаться. В результате, по мнению Хоуэла, повстанцы отступят, особенно если саудиты решатся на наземную операцию.

Ни для кого не секрет, что Аравия тратит на армию больше всех на Ближнем Востоке и может позволить себе покупать самое современное вооружение. Поэтому в итоге будет создано коалиционное правительство. Иран сможет только негласно поддерживать повстанцев, так как не захочет нового дипломатического конфликта с Западом. А ЕС и США попытаются руками Саудовской Аравии очистить Йемен от Аль-Каиды.

По словам Грегори Гауса, профессора международной политики Вермонтского института, в будущем Вашингтон явно захочет подключить Эр-Рияд для борьбы с ИГИЛ, раз уж Аравия взяла на себя ответственность за стабильность в регионе. А вот мир в Йемене наступит нескоро, так как большие игроки заинтересованы в том, чтобы эта страна так и оставалась ничьей.

***

Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.