Корреспондент: Иран vs Запад. Из врагов в союзники

Friday, 10 April. 2015

Корреспондент: Иран vs Запад. Из врагов в союзники

Фото: АР

Сейчас основное стремление властей Ирана - привлечь западные инвестиции

Недавно переговоры по Ирану застопорились. Но, думаю, нужно подождать совсем немного, и ситуация изменится, ведь сейчас все стороны хотят подписать это соглашение. За последние десятилетия впервые складывается уникальная ситуация, когда Америка и Иран преследуют похожие цели, пишет политический эксперт Майкл Барберо, генерал-лейтенант армии США в отставке, участник боевых действий в Ираке, в колонке, опубликованной в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года.

С одной стороны, президент США Барак Обама понимает, что простыми ударами с воздуха разгромить ИГИЛ невозможно. В прошлом году, консультируя Белый дом, я настаивал на том, чтобы власти определились, насколько важным для них является стабильность в Ираке. В зависимости от ответа нужно было понять, стоит ли начинать новую военную операцию в стране.

Но тогда приняли решение только бомбить террористов. За прошедшие годы я понял, что такая активность не может принести успеха, так как террористы объединяются в небольшие и очень подвижные группы, недоступные для авиации. Поэтому побороть данную угрозу даже при помощи войск международной коалиции будет очень сложно.

Тут Иран стал нашим негласным союзником. Он также не хочет, чтобы джихадисты захватили территорию его соседа Ирака, населенную шиитами, и начали проводить там религиозные чистки. В этих условиях Саудовская Аравия, которая много лет была нашим преданным союзником, начала терять своё влияние в Америке. Дело в том, что слишком многие в Вашингтоне считают, что именно Эр-Рияд финансировал и создал ИГИЛ.

И сейчас США думают над тем, как бы использовать силы Ирана для разгрома джихадистов. Если Тегеран сделает это самостоятельно, а санкции ещё не будут сняты, то значительные территории Ирака перейдут под контроль враждебного Штатам режима. Нужно успеть договориться до этого.

Иран сохранил стабильность в ходе арабской весны и стал для многих привлекательным примером. Теперь же, если он лишится санкций, иностранные инвесторы явно захотят вложить туда огромные капиталы

С другой стороны, в Тегеране видят, что отряды шиитов уже активно действуют в Ираке. Поэтому сейчас стране нужно только выйти на мировую арену, чтобы стать лидером на Ближнем Востоке. Иран сохранил стабильность в ходе арабской весны и стал для многих привлекательным примером. Теперь же, если он лишится санкций, иностранные инвесторы явно захотят вложить туда огромные капиталы.

Главным вопросом, который раздражал США и ЕС, была ядерная программа Ирана. Я думаю, эта страна втайне уже создала несколько атомных зарядов и имеет технологию полного цикла обогащения ядерного топлива, так что теперь она может неофициально войти в ядерный клуб. А атомной энергетикой она вполне может пожертвовать в пользу снятия санкций.

Для Обамы этот договор станет большим политическим успехом. Тем более что его партия пока отстаёт от республиканцев перед президентскими выборами в 2016 году. При этом конгрессе, подконтрольный республиканцам, может заблокировать документ, ссылаясь на его излишнюю мягкость.

Но тогда виновным в срыве переговоров будет конгресс, а не президент. Так что они вряд ли пойдут на это перед выдвижением кандидатов в президенты. Поэтому даже призывы сионистского лобби сдерживать Иран пока не нашли поддержки в Америке.

Евросоюз также хочет показать, что он не находится на обочине мировой политики. В последнее время Европа не смогла выработать единый курс по поводу агрессии России в Украине и по методам противостояния Владимиру Путину. Так что для европейцев возможность покончить с многолетней изоляцией Ирана может стать шансом реабилитировать себя.

Последние 18 месяцев международные переговорщики пытались убедить Иран взять на себя обязательства, гарантирующие, что государство не сможет официально создать ядерное оружие. Понятно, что никто не стал бы вести переговоры с Ираном ещё пять лет назад. Тогда на повестке дня в Пентагоне стоял вопрос о нанесении бомбового удара по стратегическим объектам этой страны. Теперь же мы говорим о мире и полном снятии санкций.

Хочу сказать, что разногласия между США и Ираном никуда не делись.  Тегеране до сих пор хотят уничтожить Израиль и создать единое государство шиитов на Ближнем Востоке. Сегодня совпали обстоятельства, и стороны поняли, что партнёрство для них более выгодно. Поэтому, даже если договор подпишут, не стоит возлагать на него больших надежд.

***

Этот материал опубликован в №13 журнала Корреспондент от 3 апреля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.