Россия прекращает участие в контроле над вооружениями в Европе

Tuesday, 10 March. 2015

Руководитель делегации России на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Александр Мазур заявил во вторник на пленарном заседании Совместной консультативной группы по Договору об обычных вооруженных силах в Европе о приостановке РФ участия в заседаниях СКГ.

"РФ приняла решение приостановить свое участие в заседаниях СКГ с 11 марта 2015 года. Таким образом, объявленное Россией в 2007 году приостановление действия ДОВСЕ становится полным", - цитирует во вторник заявление Мазура сайт МИД РФ.

"Этот шаг российской стороны не означает ее отказа от дальнейшего диалога о контроле над обычными вооружениями в Европе, если и когда для него созреют наши партнеры. Мы по-прежнему готовы к совместной работе над новым режимом KOBE, отвечающим интересам как России, так и других европейских государств", - отметил Мазур.

Он попросил Беларусь впредь представлять ее интересы в СКГ.

Согласно заявлению Мазура, российская сторона на протяжении многих лет делала все возможное для поддержания жизнеспособности режима контроля над обычными вооружениями (KOBE), была инициатором переговоров по адаптации ДОВСЕ, ратифицировала соглашение об адаптации.

"К сожалению, страны НАТО предпочли фактически обходить положения ДОВСЕ за счет расширения альянса, одновременно под надуманными предлогами препятствуя вступлению в силу соглашения об адаптации, - отметил Мазур. - Этот курс, проводившийся, несмотря на наши неоднократные предупреждения о его пагубности для режима KOBE, привел к неизбежному результату - приостановлению действия ДОВСЕ Российской Федерацией в 2007 году".

"Тогда российская сторона, с учетом обращений ряда государств-участников ДОВСЕ, приняла решение в порядке исключения продолжить участие в работе СКГ. При этом мы рассчитывали, что данная площадка будет задействована и для разработки нового режима KOBE", - сказал российский дипломат.

"Однако этим надеждам не суждено было сбыться. По настоянию стран НАТО диалог о будущем KOBE, проводившийся, кстати, не в формате СКГ, был остановлен в 2011 году и с тех пор не возобновлялся. Практическая работа СКГ почти полностью свернута, несколько оживляясь лишь в преддверии очередного заседания СМИД ОБСЕ", - подчеркнул Мазур.

"Западные партнеры регулярно используют эту площадку для обращений к российской стороне с ритуальными и не имеющими отношения к действительности призывами вернуться к соблюдению ущербного для нас старого ДОВСЕ, - заявил дипломат. - В этих условиях продолжение участия в заседаниях СКГ, как правило, сводящихся к зачитыванию повестки дня, становится для РФ бессмысленным с политической и практической точек зрения и неоправданно затратным - с финансово-экономической".


Договор об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 в Париже полномочными представителями шестнадцати государств-участников НАТО (Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Турция и Франция) и шести государств-участников Организации Варшавского договора (ОВД) (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия) и вступил в силу 9 ноября 1992 года.

Договор устанавливал равновесие обычных вооружённых сил (ВС) государств — участников двух военно-политических союзов на более низком уровне, одновременно ограничивая возможности размещения их обычных вооружений вдоль линии соприкосновения между блоками и препятствуя, таким образом, созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Согласно Договору, в пределах района его применения (от Атлантического океана до Уральских гор, реки Урал и Каспийского моря, включая островные территории) обеим группам государств-участников Договора разрешалось иметь равное количество обычных вооружений и боевой техники, при этом их суммарное количество не должно было превышать:
40 000 боевых танков;
60 000 боевых бронированных машин;
40 000 артиллерийских единиц калибра 100 мм и выше;
13 600 боевых самолётов;
4000 ударных вертолётов.
Ограничению подвергалось также число танковых мостоукладчиков, боевых машин пехоты (БМП) и броневых транспортёров (БТР), учебно-тренировочных самолётов, вертолётов боевого обеспечения, невооружённых транспортных вертолётов, вертолётов Ми-24К и Ми-24Р.
Договором накладывались ограничения и на количество обычных вооружений и боевой техники, которые позволялось иметь одной отдельно взятой стране, а также устанавливались процедуры и временны