В Австрии растет недовольство санкциями против России

Saturday, 21 February. 2015

Представители австрийского бизнеса опасаются, что последствия конфликта на востоке Украины могут разрушить их благосостояние. Санкции, слабеющий рубль и низкие цены на нефть негативно влияют на спрос на австрийские товары в России. В результате австрийцы встают в ряды недовольных европейцев, жалующихся на геополитику, которая мешает росту их национальной экономики. Если новое перемирие в Украине не продержится и бизнес не сможет перейти к привычному режиму работы, чаша недовольства может переполниться.

Падение из-за нестабильности в Восточной Европе

"Все, что происходит в Центральной и Восточной Европе, воздействует на Австрию гораздо сильнее, чем, скажем, на Португалию", - констатирует аналитик Банка Австрии Штефан Брукбауэр в интервью DW.

Ведь около 70 процентов австрийского экспорта идет в этот регион, добавил Брукбауэр. По оценкам Банка Австрии, ВВП страны в 2014 году вырос всего на 0,4 процента. А уровень безработицы, сравнительно низкий по европейским стандартам, оказался максимальным за последние 30 лет. Бизнес-сообщество Австрии, некогда целиком поддерживавшее санкции, начинает открыто заявлять об их негативном влиянии на прибыли компаний.
 

"Мы не думаем, что экономические санкции приведут к политическому решению, которого всем нам хотелось бы", - заявил в интервью DW руководитель Организации внешней торговли Австрии Вальтер Корен.

Австрийцы видят в санкциях больше вреда, чем пользы

Корен указал на опубликованное на этой неделе исследование Австрийского института экономических исследований (WIFO), в котором прогнозируется, что в продолжительной и интенсивной торговой войне Австрия может потерять до 45 тысяч рабочих мест и недосчитаться 2,9 миллиарда евро. По мнению Вальтера Корена, конфликт в Украине может быть урегулирован лишь дипломатическими усилиями, а не экономическим или военным способом.

В то время как США призывают в случае провала Минска-2 ужесточить санкции и, возможно, даже поставлять оружие Киеву, Брукбауэр считает, что у европейцев, имеющих более близкие экономические и территориальные связи с регионом, иной взгляд на ситуацию. "Европа должна сформулировать свою собственную позицию, а не следовать за США", - подчеркнул он, во многом повторив одно из высказываний австрийского канцлера Вернера Файмана.

"Я не разделяю эйфорию многих в ЕС по поводу успешности санкций против России. Я не вижу никакого повода для радости. Не понимаю, почему мы должны быть довольны, если российская экономика будет разрушена, - заявил Файман газете Oesterreich в декабре 2014 года. - Строить новую стену от российской экономики - все равно что пилить сук, на котором мы сидим".

Боязнь торговой войны страшнее самих санкций

Однако причина заключается вовсе не в той, роли, которую играет Россия в австрийском производстве: непосредственно экспорт в РФ составляет лишь около 0,8 процента от ВВП Австрии. Дело в том, что основные торговые партнеры Австрии опасаются негативных последствий санкций.

Промышленные товары являются двигателями роста австрийской экономики. Компании из Германии, Словакии и Чехии закупают продукцию австрийского машиностроения. И если они сочтут, что спрос на их товар будет падать, то сократят и свои заказы на австрийское оборудование и запчасти. "Санкции сами по себе не оказывают большого влияния на австрийскую экономику, - уточняет Брукбауэр. - Настроения в бизнес-сообществе более болезненны".


Вместо россиян - швейцарцы?
 

Розничная торговля Австрии тоже начала ощущать охлаждение отношений с Россией. Число российских туристов в прошлом году снизилось на 4,3 процента, и это ударило по продажам. В то время как рядовые жители Вены после работы по-прежнему вынуждены пробиваться через толпы туристов, прибывающих в город на выходные, люксовая торговая миля "Золотой квартал", предлагающая шопинг для богачей в эксклюзивных магазинах Prada, Brioni и Church’s, непривычно пуста.

Это шопинг-квартал был открыт прошлой весной для удовлетворения доселе стремительно возраставшего потока российских и китайских туристов. Китайцы по-прежнему приезжают в Вену, а вот россияне - нет. Одни не могут из-за санкций, другие - из-за обвала рубля. Сотрудник одного из брендовых магазинов, пожелавший остаться неназванным, сообщил, что, по сравнению с прошлым годом, число покупателей-россиян сократилось на 7 процентов. "А оборот уменьшился на 10 процентов", - добавил он.

В целом все опрошенные менеджеры магазинов "Золотого квартала" сходятся во мнении, что, пока поток российских туристов сокращается, люксовые магазины должны завоевать новую группу клиентов, которым посещение Вены выгодно из-за их сильной национальной валюты, - швейцарцев.