Тарифы международных поездов увеличились за год в два раза

Monday, 9 February. 2015

- Экономический кризис и обвал курса рубля привели за последний год к двукратному росту рублевых цен в международных поездах из России. Тарифы, привязанные к швейцарскому франку, стали абсолютно невменяемыми в рублевом выражении, а поезда ходят почти пустыми или отменяются, сообщает соб.корр. .

Со времен образования СНГ тарифы межгосударственных поездов на постсоветском пространстве привязаны к швейцарскому франку. Эти цены уже давно были чрезвычайно высокими, однако экономический кризис и обвал рубля, а также недавний скачок курса франка по отношению к остальным валютам создали совершенно абсурдную ситуацию. В рублевом выражении цены за последние 14 месяцев подскочили ровно в два раза.

Сейчас плацкартный билет в Киев или Харьков для поездов отправлением в ближайшие сутки стоит 3430-4450 рублей, купейный - 6111-8011 рублей. Переезд в Минск обойдется в 3157-5145 в плацкарте и 6425-8022 рубля в купе, в Одессу - 5163 и 8809 рублей соответственно, в Кишинёв - в 4797-5604 и 7920-9223, в Вильнюс - в 6116-6963 и 11050-11305, в Ригу - 6996 и 11857, в Таллин - 5512 и 9929. Цены в сторону азиатских стран примерно соответствуют стоимости межконтинентального авиаперелета: билеты из Москвы в Астану стоит 12306 рублей в плацкарте и 19930 в купе, в Алматы - 14313 и 22777 соответственно, в Ташкент - 17597 и 25485 рублей.

Подобные цены привели к опустению поездов на большинстве маршрутов между Россией и странами СНГ. Многие рейсы уже отменены - особенно на украинском направлении, где свой вклад внес и политический конфликт. Чуть менее критическая ситуация на линиях в дальнее зарубежье, тарифы которых выражены в евро.

Между тем пока не известно о каких-либо мерах РЖД по предотвращению коллапса и возвращению межгосударственных цен ко вменяемому уровню. Напрашивающимся решением был бы отказ от привязки к швейцарскому франку. Логичным было бы взимать вместо этого просто сумму внутренних тарифов государств, по территории которых проходит поезд - такая практика широко применяется в Европе. Однако для принятия подобного решения требуется согласие всех заинтересованных сторон.

На ряде направлений цену могут сократить сами пассажиры, если воспользуются внутренним тарифом на части маршрута. К примеру, для поездки из Москвы в Харьков можно разбить билет на два отдельных - до Белгорода и далее. Даже на одном и том же поезде это собьет общую цену в полтора-два раза. Но еще дешевле попросту выйти в Белгороде (цена билета от Москвы - 800-900 рублей в сидячем вагоне, 1123-2079 рублей в плацкарте и 2157-2859 в купе, при предварительной покупке - скидки) и добраться до Харькова на автобусе за два часа и несколько сотен рублей.

На киевском и минском направлениях такой маневр затруднен - разбивка поездки по Брянску или Смоленску куда меньше сказывается на общей цене, если только не продолжить путь автобусом. Однако до Минска или Вильнюса можно доехать поездом Москва - Калининград, купив билет по внутрироссийскому тарифу до одной из станций Калининградской области. Следует иметь в виду, что для поездки таким способом в Вильнюс нельзя предъявлять на границе литовскому пограничнику транзитный документ, а можно только паспорт с шенгенской визой. Во всех прочих случаях, как правило, гораздо дешевле воспользоваться самолетом.