Корреспондент. Как Польша создала эффективную пенсионную систему

Monday, 16 February. 2015

Мы живём в золотое время для пенсионеров. Возможно, европейцы и не чувствуют этого, но нынешние люди среднего возраста, когда настанет их время выйти на пенсию, будут жить гораздо беднее, пишет Эрве Бульхоль, старший экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в колонке, опубликованной в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года.

Кризис пенсионной системы случится, когда люди, рождённые в середине 1980-х, начнут уходить на отдых. Дело в том, что и жизнь будет продолжительнее: в среднем в Европе одно поколение живёт на 3,5 года дольше, чем их родители. А значит, и обеспечивать их придётся намного больше. В то же время экономическая ситуация по всему миру свидетельствует, что государственные пенсии будут значительно скромнее, так как государства не смогут оплачивать старость всех.

Финансовый кризис 2008 года показал, что экономики развитых стран могут не выдержать давления социальных расходов. Поэтому большинство государств с этого момента начали увеличивать пенсионный возраст. В долгосрочной перспективе данный показатель в ЕС составит 67 лет, то есть в 13 странах он будет выше, чем средняя продолжительность жизни.

С одной стороны, это помогает стабилизировать пенсионную систему в государстве. В противном случае пришлось бы поднимать налоги. Но тут многое зависит от того, насколько сбалансирована пенсионная система и как она работает. Ведь поднять пенсионный возраст — это ещё не всё. Нужно обеспечить плавный переход от поколения к поколению, чтобы никто не оказался в ситуации, когда закончатся деньги.

Примером успешных реформ может служить Польша. Там новая система пенсий начала работать 1 января 1999 года. Традиционные для континентальной Европы принципы установленных выплат пенсии из налоговой части бюджета были пересмотрены. Новая система базировалась на трёх столпах, чтобы диверсифицировать источники пенсий.

Первый из трёх столпов — обязательные выплаты в специальный Демографический резервный фонд, который полностью оплачивался государством. Средства там постепенно накапливались, чтобы не допустить кризиса пенсионной системы при массовом выходе на пенсию.

Важно, что из госбюджета на нужды фонда выделялись достаточно небольшие деньги. В среднем государство передаёт туда 1% национального дохода. Но при создании фонда было установлено, что эти средства можно использовать только начиная с 2009 года, когда должна заработать накопительная пенсионная система.

Второй столп — это полностью частная накопительная система. В Польше установлено, что 7-8% ежемесячных доходов работающий должен перечислять в частные пенсионные фонды. А сами фонды должны искать инструменты для доходных вложений этих денег, чтобы получать прибыль.

В среднем взносы, выплаченные одним пенсионером за 40 лет трудового стажа, будут вложены с доходностью более 20%. При этом государство обещало помогать пенсионным фондам, если рост доходности будет меньше, чем увеличение средней зарплаты.

Этот столп стал основой для пенсионных отчислений многих людей в Польше. Хотя тут крылась некоторая угроза. Ведь система работает, когда у фондов есть инструменты для инвестирования и высокодоходные ценные бумаги. Когда же рынок сжимается, как это было в 2008 году, ситуация резко ухудшается.

Тем более что стоимость обслуживания этих накоплений постоянно растёт. А непродуманные вложения приводят к тому, что государству нужно будет брать на себя долги этих фондов, чтобы не допустить социального кризиса.

Наконец, третий столп — система полностью добровольного накопления пенсионных выплат. Государство только предусматривает некоторые гарантии для таких вкладов и регулирует их максимальную и минимальную доходность. Всё остальное, в том числе распределение выплат и их форму, определяет сам вкладчик.

Новая схема вводилась постепенно. Те, кто родился до 1949 года, получают государственную пенсию и не могут использовать новую систему. Люди, родившиеся с 1949 по 1968-й, должны были присоединиться к новой системе, но имели возможность выбирать, какой именно столп станет для них основным. То есть с самого начала работы новой схемы ответственность за пенсионные выплаты была разделена между работником и работодателем.

Все это время система стабильно работала и приносила прибыль. Но в прошлом году правительство Дональда Туска приняло решение вернуть более $ 50 млрд из частных пенсионных фондов в государственные. В Варшаве объясняют это тем, что неэффективное управление пробило слишком большую дыру в бюджете и новым пенсионерам может не хватить денег.

Думаю, это не самый продуманный шаг. Отзывать свои гособлигации, в которые инвестировали фонды, — это движение назад, даже если страна столкнулась с большим дефицитом бюджета. Да, система пенсионного обеспечения в Польше очень амбициозна. Тем не менее она работает.

***

Этот материал опубликован в №5 журнала Корреспондент от 6 февраля 2015 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.