Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении украинских силовиков, участвующих в операции на юго-востоке Украины

Saturday, 31 May. 2014

О возбуждении дела по практически не использующейся статье "Применение запрещенных средств и методов ведения войны" (ч. 1 ст. 356 УК РФ) в пятницу сообщил официальный представитель СКР Владимир Маркин. Поводом для начала расследования стали сразу несколько обстоятельств. В первую очередь речь идет об обстрелах населенных пунктов самопровозглашенных "Луганской народной республики" и "Донецкой народной республики" из тяжелого вооружения. Как считают в Главном следственном управлении СКР, украинские военные и их "соучастники" из нацгвардии и "Правого сектора" нарушили положения Женевской конвенции 1949 года "О защите гражданского населения во время войны", а именно применяли оружие против мирных граждан, в том числе вертолеты с символикой ООН. В результате имелись жертвы, а многие дома и объекты жизнеобеспечения были разрушены. Причем это коснулось и россиян, проживавших там, которым пришлось "покинуть места своего проживания". Впрочем, это скорее общие обвинения, а потому СКР указал и на совершенно конкретные преступления против граждан РФ - захват в заложники корреспондентов телеканала LifeNews Марата Сайченко и Олега Сидякина, а также убийство гражданина России правозащитника Андрея Миронова, который погиб при обстреле вместе с итальянским репортером Андреа Рокелли. Отдельно говорится и о расстреле грузовика с ранеными ополченцами в Донецке, который был защищен флагом Красного Креста, когда погибли 35 человек.

"Виновные в гибели мирных граждан по всем канонам международного права должны нести за это ответственность. И если сегодня в мире нет ни одного государства, которое способно признать, что действия властей Украины преступны, то Следственный комитет России, возбуждая уголовное дело, берет на себя такую ответственность",- заявил господин Маркин, подчеркнув, что следственные органы начинают сбор доказательств каждого причастного - от рядовых бойцов нацгвардии до тех, кто отдает им приказы.

Надо отметить, что ст. 356 УК относится к категории особо тяжких и предусматривает до 20 лет лишения свободы. Впрочем, как пояснил "Ъ" источник в СКР, сейчас следователи намерены все же работать на будущее. Все подозреваемые находятся за границей, там же и совершены преступления, а потому привлечь виновных на данный момент просто нереально. Поэтому СКР придется ограничиться сбором доказательств издалека с перспективой привлечения виновных в дальнейшем - в случае изменения политической ситуации и смены режима на Украине или же через международные судебные инстанции. Например, через Международный уголовный суд в Гааге. Отметим, что после конфликта с Грузией Россия использовала материалы, собранные в рамках расследования уголовного дела о геноциде (ст. 357 УК) осетинского народа, для защиты своих интересов в международных инстанциях (см. справку).

Напомним, что депутаты Госдумы во главе с Михаилом Маркеловым еще в начале мая говорили о необходимости инициировать через МИД обращение в Гаагский трибунал. Внешнеполитическое ведомство, кстати, и само собирает данные о нарушениях прав человека на Украине. И, как рассказывал "Ъ", даже опубликовало "Белую книгу" по данной теме. Уполномоченный МИД РФ по вопросам прав человека Константин Долгов в разговоре с "Ъ" тогда выразил надежду на то, что собранная информация о трагических случаях, происшедших на Украине, "станет основой для соответствующей непредвзятой и неполитизированной реакции международного сообщества". Однако представитель МИДа не смог предположить, какую позицию по данному вопросу займут ЕСПЧ и Гаагский суд, отметив лишь, что у людей, непосредственно пострадавших от действий киевских властей, есть возможность самостоятельно обращаться в суды - как украинские, так и международные.

Вчера Константин Долгов заявил "Ъ": "То, что мы видим в последние дни,- это полномасштабная военно-карательная операция, в результате которой гибнут мирные люди. Идет стрельба по площадям. Это прямое нарушение норм международного гуманитарного права, за что должна быть соответствующая ответственность". По словам представителя МИДа, действия киевских властей и "неонацистских группировок" "должны стать предметом международного расследования по линии ООН, ОБСЕ, Совета Европы". "Веры в то, что украинские власти самостоятельно проведут такое расследование, у нас нет",- отметил дипломат.