Монстры-пингвины, мегавирусы и печень из принтера: важнейшие научные открытия 2014 года

Saturday, 27 December. 2014

Пингвины

Пока весь мир следил за событиями в мировой политике, ученые продолжали удовлетворять свое любопытство за государственный или частный счет. 2014 год отмечен множеством интересных открытий в самых разных областях науки.

Астрономы заглянули в прошлое вселенной, открыв самую древнюю из известных звезд. Археологи пополнили свою коллекцию находок сразу двумя гробницами египетских фараонов. Физики продвинулись в изучении законов квантовой механики, а биологи научились клонировать стволовые клетки взрослого человека. Об этих и других научных событиях 2014 года – в обзоре Федерального агентства новостей.

«Верхом на звезде»

В 2014 году научный модуль «Фила» космического зонда «Розетта» Европейского космического агентства (ЕКА) совершил первую в истории человечества посадку на комету. Это событие в научных кругах ждали более десяти лет. Аппарат успешно сел на поверхность трехкилометрового ядра кометы Чурюмова-Герасименко 12 ноября в 18.30 мск, но ученые узнали об успехе операции лишь через 28 минут – в силу огромного расстояния между Землей и кометой.

Спустя сутки после посадки модуль приступил к исследованию химического состава грунта небесного тела. «Фила» проведет на поверхности кометы несколько месяцев. Установка снабжена буром для взятия проб, спектрометрами, фотокамерами, анализаторами частиц.

Ученые предполагают, что полученные данные помогут изучить ранние этапы возникновения Вселенной, так как возраст кометы Чурюмова-Герасименко составляет примерно 4,5 миллиарда лет.

Квантовый переход сняли на видео

Впервые в истории ученым из Калифорнийского университета в Ирвайне удалось запечатлеть переход молекулы из одного квантового состояния в другое. В 1980-е физики смогли получить изображение молекулы в неподвижном состоянии, но снять ее в движении все это время считалось невозможным. Однако с помощью микроскопов и сверхбыстрых лазеров решить задачу удалось.

В течение часа велось наблюдение за молекулой, которая все это время переходила из одного квантового состояния в другое. На видеозаписи частица выглядит как светящаяся точка, испускающая импульсы световых волн. Достижение американцев стало важным шагом в изучении законов квантовой механики, а в будущем может быть использовано для создания квантового компьютера.

Клонированию возраст не помеха

В этом году ученым впервые удалось клонировать стволовые клетки взрослых людей. Ранее подобные манипуляции завершались успехом лишь в случае с клетками эмбрионов и новорожденных. Прорыв в науке стал возможен благодаря американским исследователям из компании Advanced Cell Technology во главе с доктором Робертом Ланзой, им удалось клонировать стволовые клетки из тканей мужчин в возрасте 35 и 75 лет.

Ученые использовали технологию переноса ядра — взяли ДНК от донора и ввели в яйцеклетку без собственного ДНК. В результате деления были получены новые стволовые клетки. Предполагается, что новый метод может быть использован для создания замены больных и поврежденных клеток пациентов.

«Напечатанные» суставы приклеили человеку

В Великобритании врачи успешно имплантировали тазобедренный сустав, созданный при помощи… 3D-принтера. В больнице Саутгемптона напечатанный титановый протез имплантировали пожилой британке — 71-летняя женщина, ранее перенесшая шесть неудачных операций, смогла свободно передвигаться. Для фиксации сустава врачи использовали клей, сделанный из стволовых клеток костного мозга пациентки.

Также в 2014 году хирурги из Пекинского университета провели уникальную операцию по пересадке 12-летнему мальчику со злокачественной опухолью спинного мозга искусственного позвонка, напечатанного на 3D-принтере.

Сейчас ученые ожидают результатов эксперимента по созданию аналога человеческих органов с помощью подобной технологии. Калифорнийская биотехнологическая компания «Органово» заявляла о готовности «напечатать» искусственную печень к концу 2014 года.

Космическое путешествие гекконов и мух-дрозофил

19 июля был запущен российский научно-исследовательский спутник «Фотон-М4». Главными объектами изучения на этот раз стали биообъекты – микроорганизмы, семена растений, яйца шелкопряда, гекконы и мухи-дрозофилы, отправленные в космос на борту биоспутника.

«Фотон» вернулся на Землю 1 сентября, тогда же выяснилось, что гекконы не перенесли путешествие – все они погибли за день-два до посадки. Возможными причинами гибели животных ученые назвали снижение температуры на борту спутника и скачки давления. Таким образом, эксперимент, целью которого было получение потомства у гекконов в условиях невесомости, остался невыполненным.

Однако в целом миссию «Фотона» назвали успешной. Всего за время путешествия было выполнено около 120 экспериментов. Одно из главных достижений – получений трех поколений мух-дрозофил. Ученые убеждены, что результаты исследований позволят лучше изучить адаптационные процессы живого организма в космическом полете и генетические изменения.

Когда пингвины были большие

Летом 2014 года аргентинские палеонтологи обнаружили в Антарктиде останки гигантского пингвина. Ученые сообщили, что найденный ими доисторический пингвин весил около 115 килограммов, а его рост достигал почти двух метров. Находка подтверждает гипотезу, что в древности на Земле обитали гигантские виды ныне живущих животных.

Современный Императорский пингвин не превышает 1,36 метра ростом, а вес самых крупных особей – всего 46 килограммов. Двухметровый ископаемый пингвин, обнаруженный на антарктическом острове Сеймур, получил официальное название Palaeeudyptes klekowskii.

Следы жизни «посылкой» с Марса

Группа исследователей из Ecole Polytechnique de Lausanne (Швейцария) представила результаты исследования органического углерода, обнаруженного в метеорите Тиссинт. Полученные данные говорят в пользу гипотезы наличия жизни на Марсе в далекой древности. Метеорит упал на Землю в 2011 году и может быть родом с Марса, считают ученые.

Обломок мог оказаться в космосе в результате столкновения красной планеты с астероидом. При этом исследователи доказали, что органические молекулы появились в трещинах метеорита до того, как он покинул Марс. Однако говорить о наличии жизни на красной планете как о доказанном факте ученые пока считают преждевременным.

Гигантский вирус в мерзлоте

Российские ученые обнаружили в мерзлых отложениях на Колыме жизнеспособный гигантский вирус возрастом более 30 тысяч лет. Мегавирусы по размеру сопоставимы с бактериями и впервые были открыты в 2003 году. Для человека они безопасны, так как паразитируют на амебах.

Вирус, обнаруженный в Сибири, получил официальное название Pithovirus sibericum и стал самым большим описанным вирусом на сегодняшний день.

Самую древнюю звезду отыскали в созвездии Гидры

Самую древнюю из известных звезд обнаружили ученые Австралийского национального университета. Звезда, которой был присвоен индекс J031300.36-670839.3., находится в созвездии Гидры в 6 тысячах световых лет от Земли. Возраст светила, установленный по анализу спектра, составляет 13,7 миллиардов лет.

По мнению ученых, звезда принадлежит ко второму поколению и возникла из газового облака через 100-150 миллионов лет после Большого взрыва, который дал начало Вселенной. Сделать вывод о солидном возрасте звезды помог тот факт, что в ее составе очень низкое содержание железа – как минимум в 10 миллионов раз ниже, чем в Солнце.

Археологи нашли гробницу неизвестного фараона

В январе уходящего года в Египте археологи из США обнаружили гробницу неизвестного ранее фараона Сенебкея, который правил 3,7 тысячи лет назад. На саркофаге и стене гробницы был найден королевский картуш с именем фараона. Судя по обнаруженному скелету, рост Сенебкея составлял 185 сантиметров.

Примерно за неделю до сделанного открытия той же группе ученых удалось установить принадлежность гробницы, обнаруженной в 2013 году. Археологи из Пенсильванского университета выяснили, что в ней был захоронен фараон Себекхотеп I, живший приблизительно 3800 лет назад.

Оксана Дроздова