Борьба депутатов с нелегальным алкоголем обернется его окончательной победой

Wednesday, 24 December. 2014

Алкогольная продукция

Правительственные меры призваны сократить объем нелегальной алкогольной продукции в стране

Правительство РФ, при участии Федеральной службы по регулированию  алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование), внесло в Госдуму проект изменений федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Поправки  направлены на совершенствование учета оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Распоряжение о введении подобного проекта подписал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Конечным итогом нововведений должно стать сокращение объемов нелегального алкоголя в стране.

В частности, в рамках законопроекта предполагается, что организации, занимающиеся производством (пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), импортом, закупкой, хранением и продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны будут в обязательном порядке фиксировать и передавать информацию в ЕГАИС (единую государственную автоматизированную информационную систему учёта объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Однако есть и такие регионы страны, которые с чисто технической точки зрения будут не способны подавать информацию об алкогольной продукции, – например сельские поселения, где отсутствует Интернет. В данном случае закон не будет распространяться на торговые точки, работающие в сельской местности без возможности выйти в глобальную сеть.

Руководитель центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал Федеральному агентству новостей, что ожидает игроков алкогольного рынка после принятия новых поправок.

В частности, эксперт сообщил, что на сегодняшний день существует несколько систем контроля: первый – декларирование, в ходе которого каждый квартал каждый оператор алкогольного рынка (включая магазины и торговые точки) в электронном виде сдает отчет о продажах алкоголя в свой административный орган в регионе, а также в Росалкогольрегулирование.

Второй механизм – работающая с 2006 года система ЕГАИС, которая в настоящий момент взаимодействует исключительно с производителями спиртных напитков. К 2016 году к ним добавятся и розничные точки. Технически это работает так: на каждом кассовом аппарате стоит специальная аппаратура, которая будет направлять данные о каждой проданной единице алкоголя, считывая акцизную марку.

«Те районы, которые не подключены к глобальной сети Интернет и, соответственно, к ЕГАИС все равно должны как-то подавать информацию о проданном алкоголе. Поэтому в магазинах в сельской местности на данный момент есть журналы, заполняющиеся вручную. «А это, в свою очередь, позволяет большую часть алкоголя просто не регистрировать», — добавил Дробиз.

«Поэтому это — абсолютно бессмысленная мера для большинства торговых точек. Меньше нелегальной продукции однозначно не станет по той простой причине, что ее просто не будут вписывать в реестр, как и не вписывали до этого. Даже в крупных городах, например в Петербурге, по сообщениям местных контролирующих органов, до 40% водки является «паленой» продукцией. Что уж говорить о более мелких населенных пунктах», — сообщил он корреспонденту ФАН.

Одной из главных причин того, что любые меры, которые вводят, чтобы контролировать рынок сбыта алкогольной продукции, становятся неэффективными, по мнению эксперта, является низкий уровень зарплат населения.

«Даже нелегальная водка сейчас стоит довольно дорого – около 220 рублей, а в 2009 году она стоила 50-60 рублей, то есть подорожала в четыре раза за пять лет. Поэтому разрастается сеть «альтернативных продаж», где такая водка будет стоить 100-120 рублей и будет более доступна рядовым гражданам. Сельская местность вообще отказывается от лицензированной торговли, просто потому что она ей не нужна», — отметил Дробиз.

По словам спикера, на выходе страна получит стандартный учет учет легальных продаж алкоголя, который никак не повлияет на уменьшение объемов нелегальной продукции, составляющих больше половины рынка. «В принципе, таких мер со стороны государства, с помощью которых можно было бы полностью контролировать рынок сбыта нелегальной алкогольной продукции, не существует. Это невозможно в нашей стране именно по причине низкого уровня зарплат и довольно высоких цен на алкоголь», — резюмировал Дробиз.

Также стало известно о том, что депутаты предложили вернуть рекламу алкоголя на российские телеканалы. Однако снятие запрета на рекламу своей продукции коснется исключительно отечественных производителей вин и шампанского. «Допускаются размещение, распространение рекламы вина и игристого вина (шампанского), произведенных в Российской Федерации из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в телепрограммах и в радиопрограммах (за исключением трансляции в прямом эфире или в записи детско-юношеских спортивных соревнований) с 23 до 7 часов местного времени», — говорится в пояснительной записке к поправках к закону «О рекламе».

По замыслу депутатов, делается это для создания благоприятных условий для производителей вин. Инициатива поступила после поручений Владимира Путина и правительства РФ по итогам совещания о перспективах развития виноградарства и виноделия 27 мая уходящего года.

Ася Алисултанова

24.12.14&nbsp-&nbsp16:54

 3


Новости партнеров