"Отношения России и США ухудшились настолько, что из-за победы республиканцев можно уже не переживать"

Friday, 7 November. 2014

Во вторник (в ночь на среду по московскому времени) в США прошли промежуточные выборы в Конгресс: американцы выбирали всех членов палаты представителей и треть сенаторов. Окончательные результаты выборов еще не объявлены, но уже очевидно: теперь у республиканцев впервые за последние 8 лет большинство в обеих палатах парламента. До сих пор они имели преимущество в нижней палате представителей, но в сенате перевес (55 из 100 мест) был у демократов.

Поражение Демократической партии, которую представляет Барак Обама, аналитики предсказывали заранее, тем более что на выборах в сенат, которые проходят во время второго срока действующего президента, традиционно побеждает оппозиционная партия. Но для Обамы, рейтинги которого неумолимо падают, это серьезная потеря: теперь, предсказывают эксперты, ему будет еще сложнее проводить свои законопроекты, в том числе, реформу медицинского и социального страхования, которую республиканцы с самого начала восприняли в штыки.

Российские политики восприняли победу республиканцев с опаской и сгущают краски - теперь и так шаткие отношения с США станут еще более шаткими. Глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков уже рассказал в интервью ИТАР-ТАСС, что это "неблагоприятный вектор" для России, а от республиканцев услышал "истерично-ястребиные" ноты.

"Новая" обсудила с экспертами, как скажется на российско-американских отношениях победа республиканцев.

Юрий Рогулев, директор Фонда изучения США им. Франклина Рузвельта в МГУ, кандидат исторических наук:

Победа республиканцев не сильно изменит ситуацию. Исполнились очевидные прогнозы, которые понимали в Белом доме. Обама и до этих выборов испытывал трудности в работе с Конгрессом: многие его законопроекты и реформы торпедировались одной из палат. Ему предстоит несколько серьезных битв с Конгрессом: по вопросам бюджета, налогов, медицинского страхования. И он не в лучшей ситуации.

При этом Конгресс фактически не занимается внешней политикой - это, скорее, прерогатива Госдепа, Белого дома и президента США. К тому же, внешняя политика во все времена скорее двухпартийная, чем однопартийная - то есть, она меньше, чем внутренняя, зависит от расстановки сил в Конгрессе.

Отношения США и России сейчас и так достигли низшей точки - дальше уже некуда. И лидеры обеих стран боятся предпринимать шаги, которые смогут их ухудшить.

Конгресс будет влиять скорее в плане общественного мнения. В Республиканской партии много воинственно настроенных деятелей, которые будут призывать к более жесткой политике в отношении России.

Наши экономические отношения сейчас на низком уровне - их надо развивать. Вопросы стратегического сотрудничества серьезно пострадали из-за размещения ПРО - и обе стороны ищут возможности эти вопросы решить. И США, и Россия заинтересованы в том, чтобы поддерживать отношения в горячих точках. Поэтому во всех этих сферах руководство обеих стран старается идти на сближение.

Владимир Согрин, руководитель Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН, доктор исторических наук:

Республиканская партия набирает силу и укрепляет свои позиции. В перспективе это значит, что российско-американские отношения может ждать ухудшение, хотя они и так достигли дна, и дальше, казалось бы, падать некуда.

В России многие верят, что рейтинг Обамы начал снижаться из-за агрессивной политики в отношении других стран, в том числе, России, но это в корне неверно - причина как раз в том, что американцы считают его политику слишком мягкой.

Республиканцы будут настаивать на более жесткой линии в отношении России - и для этого сейчас сложились условия. Обама пришел к власти после фантастического провала США в Ираке и Афганистане, который породил так называемый иракский и афганский синдром: американцы устали от войны. И концепция мультипартнерства, предложенная сначала Обамой, вызвала энтузиазм. Но из иракского и афганского кризиса Обама вывел страну, и этот синдром ослаб - теперь американцы снова вернулись к идее американского лидерства, а президент не может сопротивляться воле своих избирателей. Единственная причина, по которой американцы сейчас снова откажутся от идеи лидерства, - это если страна вляпается в новую серьезную катастрофу вроде войны против Ирана, но это маловероятно.

У нас распространен еще один миф: республиканцы - более прагматичная партия, чем демократы, и они проводят более взвешенную внешнюю политику. Это не так - в истории было два примера, когда республиканцы проявили себя взвешенней, чем демократы. Первый - когда президентом стал Эйзенхауэр, но причина была в том, что умер Сталин, и к власти пришел Хрущев, который провозгласил концепцию мирного сосуществования. Второй - при президенте-республиканце Никсоне: до этого США потерпели сокрушительное поражение в войне во Вьетнаме, нужно было срочно вытаскивать страну из этой истории, и Никсон предложил идею разрядки, которую поддержали в СССР. В целом же, политика республиканцев более жесткая - это доказал и Рейган, и Буш-младший. Во время предвыборной кампании 2012 года кандидат от республиканцев Ромни назвал Россию врагом номер один. Обама до украинского кризиса никогда не включал нашу страну в число врагов.

Будучи представленными в обеих палатах, республиканцы, конечно, смогут влиять не только на внутреннюю, но и на внешнюю политику. Все серьезные решения об оказании военной помощи, о вооруженном вмешательстве, о военных расходах должны быть одобрены Конгрессом. Конгресс определяет военный бюджет - и теперь, когда там большинство республиканцев, он будет категорически против предложенного Обамой масштабного сокращения военных расходов.

Отношения между Россией и США сейчас хуже некуда, но им есть, куда ухудшаться. Очевидно, что Россия не откажется от помощи ДНР и ЛНР, хоть и пытается как-то прикрыть эту поддержку - как в случае с выборами, результаты которых мы признали, но официально не поздравили новоизбранных глав. Но Америку так легко не проведешь. Влияние США сейчас велико, как никогда в странах Западной Европы. А санкции далеко не исчерпаны. Есть много вариантов: ограничение возможностей кредитования банков, запрет на продажу высоких технологий, санкции в отношении поставок нефти. Россия глубоко интегрирована в глобальную экономику, поэтому ей есть, что терять.

Валерий Гарбузов, заместитель директора Института США и Канады РАН, доктор исторических наук:

Отношения между Россией и США доведены фактически до нуля - и это случилось задолго до промежуточных выборов в Конгресс. Американцы сейчас следуют долговременной тенденции на сдерживание России. Демократы и республиканцы на редкость единодушны в отчетливо негативном отношении к России.

Республиканцы критиковали Обаму за излишнюю мягкость, и один из результатов этой критики - его нынешняя политика.  И демократы, и республиканцы смотрят на Россию как на ревизионистскую державу, которая стремится восстановить былое величие, воссоздать нечто, похожее на СССР. Поэтому нынешние действия России воспринимаются всеми как вызов США.  

Результаты выборов здесь мало что изменят, к тому же Конгресс нацелен прежде всего на внутреннюю политику. Но именно по российскому направлению республиканцы - вполне хорошие компаньоны для Обамы. По проблемам бюджета, государственного долга им будет сложно найти общий язык. А здесь особых споров не возникнет - сегодня, по крайней мере. 

Мария Епифанова
"Новая газета"