Конструирование исторической субъектности в современной историографии

Wednesday, 26 November. 2014

Конструирование исторической субъектности в современной историографии

Современные
белорусские исследователи, отчасти выполняя госзаказ, отчасти по
собственным политическим убеждениям, пытаются сконструировать
белорусскую субъектность в каждом моменте исторического процесса. И если
с современностью всё понятно – сейчас существует белорусское
государство, признанное в мире и входящее в ООН, то с прошлым возникает
ряд проблем. И самая главная – найти место белорусов в истории. На
повестке дня стоит вопрос, кого считать белорусом и что считать
Белоруссией.
Начиная с 1910 г. появляются книги, в названии которых присутствует
словосочетание «История Белоруссии», т.е. Белоруссия выступает
самостоятельным объектом исследований, а если у неё есть история,
значит, Белоруссия как-то участвовала в историческом процессе, т.е. у
неё априори появляется некая субъектность. Если сравнивать преподающуюся
сейчас дисциплину история Белоруссии и дисциплину, преподававшуюся в
советское время – историю СССР, то можно найти общие черты – оба
названия появились гораздо позже того, что мы подразумеваем под их
историей. Но если никто из советских авторов не писал о советском
государстве Урарту или первых захоронениях советских неандертальцев, то в
случае с белорусской историей такое наблюдается. Так, в одной из книг
встречаем:
«Корни белорусской нации простираются в глубокую древность. Белорусы принадлежат к древним народам Европы.
Первые люди на современной территории нашей страны появились приблизительно 100 тысяч лет назад. Это были неандертальцы…»[1].Складывается впечатление, что именно неандертальцы и занесли сюда
«корни белорусской нации». Вот так начинается история «древнего народа
Европы». Вообще, у белорусских учёных присутствует интересный
исследовательский метод, который можно назвать белорусоморфизмом.
Белорусоморфизм – наделение нормативными белорусскими чертами лиц, не
связанных напрямую с участием в белорусском национальном проекте
(например, великих князей литовских), вследствие чего данные лица
воспринимаются как белорусы или действующие с точки зрения пользы для
белорусов.