"Катастрофическая репутация Министерства обороны России позволяет побеждать российскую армию без единого выстрела"

Saturday, 25 October. 2014

В ходе пресс-конференции 19 октября руководитель поисковой операции контр-адмирал Андерс Гренстад продемонстрировал фотографию, поставившую на уши министерство обороны Швеции. Что именно зафиксировано на фотографии - сказать трудно. То ли начальная стадия всплытия, то ли финальная - погружения объекта, чьи ТТХ (тактико-технические характеристики) вообще никак не идентифицируются на снимке.

"Это может быть субмарина или маленькая подводная лодка. Это также может быть ныряльщик, использующий некий подводный аппарат типа мопеда, и это может быть дайвер, которому нечего делать на нашей территории".

Разброс версий - от подводной лодки до ныряльщика - настораживает. На следующий день выяснилось, что шведы сознательно распространили недостоверную информацию о дислокации подводной аномалии.

Журналисты шведской телекомпании SVT попытались найти место, откуда производилась фотосъемка "неизвестной подводной активности", и пришли к выводу, что информация, предоставленная военными, не соответствует действительности. В итоге представитель минобороны официально признал факт дезинформации: "Нельзя было показать, что мы знаем истинное положение объекта, чтобы не дать противнику козыри в руки", - говорится в объяснении, опубликованном на сайте оборонного ведомства.

На этой же пресс-конференции адмирал не подтвердил информацию о том, что речь может идти о российской подводной лодке, терпящей бедствие. "Пока мы не в состоянии определить государственную принадлежность объекта", - сказал контр-адмирал Гренстад.

Но - опоздал. К тому времени российскую лодку уже "утопили".

Как только стало известно, что минобороны Швеции что-то там ищет, к поисковой операции на дне Балтийского моря подключился интернет. Уже через несколько часов блогеры точно знали: в Балтийском море у берегов Швеции затонула российская атомная лодка "Дмитрий Донской". Или "секретная мини-подлодка ГРУ". Или, на худой конец, "новейший образец российского подводного флота "Тритон-НН".

Министерство обороны РФ не стало ждать понедельника и отреагировало на ситуацию оперативно, категорически заявив, что с российскими лодками все нормально и все они - далеко от территориальных вод Швеции. "В штатном режиме выполняют боевые задачи". (На самом деле наши лодки стоят в своих базах или на ремонте, но сути заявления Минобороны это не меняет. Главное, ни на одной ПЛ нет нештатной ситуации.)

Что удалось выяснить совершенно точно. Высокопоставленный источник "Новой газеты" в штабе Северного флота, отвечающий за подводные силы флота, утверждает, что все лодки СФ находятся в данный момент в пунктах базирования.

Источник вообще исключил возможность маневрирования атомных подводных лодок (подводный флот СФ в основном атомный) в водах Балтийского моря - в связи с его небольшой глубиной. Российские (а до этого и советские) атомные подводные лодки не имеют права ходить на глубинах Балтики - по нашим родным навигационным ограничениям.

Также источник прокомментировал информацию о том, что в водах Швеции идет поиск российской разведывательной мини-подлодки (секретные подводные силы разведки Генерального штаба МО РФ, формально стоят на балансе флота с 86-го года). Единственный носитель (лодка-матка) для таких мини-подлодок - ПЛ "Оренбург" в данный момент ожидает ремонта. Другие носители - модернизированные под эти цели лодки проекта БДРМ - на флот пока не поступили. Иных носителей (в том числе надводных) в России нет и никогда не было.

Также, по информации "Новой", две из трех дизельных подводных лодок, дислоцированных на Балтийском флоте - Б-806 "Дмитров" и Б-227 "Выборг", - находятся, соответственно, на Кронштадтском судоремонтном заводе и на базе в Калининграде. Третья подводная лодка "Санкт-Петербург" находится в данный момент на Северном флоте.

Что касается катера спецназначения "Тритон-НН", то единственный головной образец этого проекта стоит в Нижнем Новгороде в конструкторском бюро "Лазурит" - прямо во дворе. "Лазурит" этот проект разработал, но Минобороны от него несколько лет назад отказалось. Катер предназначен для высадки десанта и спецназа, может развивать очень большую скорость.

Что еще важно.

У шведов потрясающие поисковые средства, в том числе высокочастотные акустические станции, специально рассчитанные на Балтику и ее глубины и легко обнаруживающие объекты на грунте. Так что тот факт, что шведы уже несколько суток ищут и найти не могут якобы аварийную российскую подводную лодку, - говорит скорее о том, что никакой лодки, терпящей бедствие, видимо, и нет.

К примеру, тот же "Дмитрий Донской", о котором пошел шорох с подачи фейкового аккаунта в твиттере, - атомная подлодка водоизмещением около 30 000 тонн и размером с два футбольных стадиона. Незамеченной попасть в Балтийское море, чтобы потом затонуть в территориальных водах Швеции, такой лодке было бы сложно.

Кроме того, мне сказали (и уж хотите верьте, хотите нет, но это - специфика опять-таки Балтики и ее глубин), что спасать людей, если бы российская ПЛ действительно оказалась в нештатной (аварийной) ситуации, стали бы даже наши. И стали бы сразу! Как раз потому, что Балтийское море - мелкое. Что принципиально важно в деле спасения. Запас прочности у наших лодок таков, что позволяет на глубинах Балтики подводникам прожить долго (это связано с давлением в отсеках). И в этих условиях не спасать их - просто глупо.

Ну и последнее.

К сожалению, катастрофическая репутация Министерства обороны России позволяет побеждать российскую армию без единого выстрела. Чем категоричнее отрицает пресс-службы МО РФ аварию, тем меньше ей верят. Особенно после истории с десантниками. Однако вся эта история с мифической лодкой показывает, что трагедия "Курска" ничему не научила не только власть (сейчас, 14 лет спустя, например, спасать подводников опять было бы нечем). Трагедия "Курска" ничему не научила и людей. На "Донском" экипаж - 160 человек. И их всех активные блогеры, по сути, похоронили. С легкостью, лишь бы лишний раз прокричать о том, как стране не повезло с президентом.

Чем хуже - тем лучше.

Елена Милашина
"Новая газета"