"В московских больницах начались сокращения врачей и целых отделений под видом оптимизации"

Saturday, 20 September. 2014

Сокращения затронули больницы, которые находятся в ведении городского департамента здравоохранения. В крупнейшей многопрофильной больнице города уточнили, что сокращают отделения терапии и неврологии, а направления, в частности пульмонологию, вообще убирают". При этом оставляют специальности, "на которых можно заработать" - расширяют кардиологию и открывают сосудисто-хирургическое отделение.

По словам заместителя главного врача ГКБ № 71 Константина Зверева, оптимизация связана с тем, что медучреждения теперь получают деньги на все расходы по тарифам обязательного медицинского страхования, а не по распределительному принципу.

По словам оргсекретаря Межрегионального профсоюза работников здравоохранения Андрея Коновалова, другая причина сокращений - необходимость выполнить майский указ президента Владимира Путина по повышению зарплат врачей до двух средних зарплат по региону. Источник, близкий к московскому правительству, сообщил, что в Москве это получается около 120 тыс. рублей.

Чтобы повысить зарплаты, эксперты предлагают мэрии разные варианты: например, сократить штат медработников или ввести платное обслуживание больных с тяжёлыми неизлечимыми диагнозами. Среди других предложений - усилить поликлиники, чтобы они сами лечили больных, а не направляли их в больницы.

На финансирование по системе ОМС вся медицина перейдёт в 2015 году. По словам заммэра по вопросам соцразвития Леонида Печатникова, с этого времени больница будет "жить только на то, что она заработала", а из бюджета продолжат финансировать только капитальные ремонты учреждений, строительство и закупки техники стоимостью выше 100 тыс. рублей.

"Нет человека - нет проблемы"

Выяснилось, что под предлогом необходимости выполнения указа президента о повышении зарплат врачам, руководителям медучреждений дано распоряжение сокращать штатное расписание и увеличивать нагрузку на оставшихся врачей. Мы попытались разобраться в ситуации на примере конфликта в РДКБ.

Родители пациентов отделения гематологии № 1 РДКБ продолжают голодать. Они требуют отменить принятое на прошлой неделе решение соединить отделение гематологии № 1 с отделением трансплантации костного мозга. Родители больных раком детей считают, что под видом оптимизации уничтожают одно из лучших в России гематологических отделений. Единственная причина этого слияния - желание администрации избавиться от заведующей отделением гематологии № 1 РДКБ Заремы Дышлевой, которая c февраля находится в конфликте с главным врачом Николаем Вагановым.

10 сентября вступил в силу приказ Минздрава "О реорганизации гематологического отделения № 1 и отделения трансплантации костного мозга". В этот же день Зарему Дышлеву уволили по статье. Она возглавила отделение гематологии № 1 в 2009 году. За пять лет смертность в отделении уменьшилась в семь раз, а количество пациентов, получивших лечение, увеличилось вдвое.

Зарема Дышлева рассказала, в чём настоящая причина её увольнения: Давно всё к этому шло. В феврале этого года персонал РДКБ получил зарплату на 25% меньше, чем обычно. Руководство больницы, не предупредив нас, изменило объёмы выплат по системе ОМС. Из этих средств обычно 50% идёт на зарплату исполнителям, а 50% - на зарплату сотрудникам сопутствующих служб. Без нашего ведома и вопреки договору этот процент сделали меньше. Мы начали задавать руководству вопросы.

Главврач РБКД не стал объяснять нам, с чем связано уменьшение зарплаты. Тогда сотрудники нашего и ещё двух отделений написали жалобу в трудовую инспекцию. После этого на заведующих отделениями, которые подписались под жалобой, начали давить. Мне главврач сказал: "Нет человека - нет проблемы". Я не стала обращать внимание на угрозы, тогда на меня начали давить по-другому. Например, обвинили в смерти пациента.

У нас был тяжёлый больной. Вероятность выживаемости таких пациентов - примерно 10%. Решение о том, как мы его будем лечить, принимали вместе с руководством больницы и заведующей отделением трансплантации костного мозга на консилиуме. Когда ребёнок погиб, меня обвинили в его смерти.

Развивать эту тему руководство больницы перестало только после того, как узнало, что у меня есть диктофонная запись консилиума. После этого мы написали жалобы, что на нас оказывают давление, в Минздрав, трудовую инспекцию, прокуратуру. Руководство РДКБ решило, что единственный способ закончить конфликт - ликвидировать отделение гематологии и мою должность.

Вот ещё один фрагмент из интервью: С декабря 2012 года детям в отделение трансплантации проводят экспериментальное лечение, без согласия родителей. Из восьми детей, которых подвергли экспериментальной трансплантации, жив и здоров лишь один. Я предупредила главного врача, что детей из моего отделения без информированного согласия родителей не будут отправлять на экспериментальную трансплантацию, иначе начну писать заявления в прокуратуру.

Ещё родителей беспокоит, что десять коек для лечения тяжелобольных детей с заболеваниями крови в объединенном отделении ликвидируют. Значит, ежегодно 120 детей с болезнями крови не смогут получить помощь в нашей больнице. Кроме того, у половины врачей отделения трансплантации костного мозга нет опыта работа в гематологии и специализации. То есть качество помощи больным с заболеваниями крови в РДКБ пострадает очень сильно.

- Ваша ситуация - часть общей тенденции. Врачей сейчас сокращают во многих больницах Москвы. Больницы объединяют, отделения сливают. Что вы об этом думаете?

Я не очень хорошо знаю ситуацию в московском здравоохранении. Я 12 лет безвылазно сидела в своей больнице и лечила своих больных. Конечно, слияние отделений, больниц, поликлиник, сокращение врачей, в первую очередь, сделает медицинские услуги менее доступными для обычного человека. Но подобный процесс происходит и в других бюджетных сферах, например, в сфере образования. Сливают детские сады, школы, вузы. Всё это - звенья одной цепи.