Студия Артемия Лебедева представила логотип московского метро

Wednesday, 10 September. 2014

Второй раз за несколько дней дизайн-студия Артемия Лебедева представила логотип, разработанный в рамках его сотрудничества с московскими властями. В пятницу студия презентовала на своем сайте официальный логотип Москвы, от которого открестились в мэрии, уточнив, что это ни с кем не согласованная инициатива самих дизайнеров. Во вторник на сайте студии появилось сообщение о разработке логотипа столичного метро.

Логотип представляет собой красную букву М, которая, по собственной оценке дизайнеров студии, "выглядит так, будто она никогда и не менялась".

"Дамы и господа! Разрешите представить вашему вниманию новый официальный логотип московского метро, - написал Лебедев в своем ЖЖ. - Департаментом транспорта Москвы нам была поручена, а нами в свою очередь блестяще исполнена работа по исследованию и нахождению идеальной формы идеального логотипа столичного метро".

В сообщении на сайте студии отмечается, что дизайнеры провели масштабное исследование истории происхождения и развития логотипа московского метро, чтобы понять, как знаменитая буква должна выглядеть сегодня.

С самого начала эмблема открывшегося в мае 1935 года метрополитена не была жестко стандартизирована и впоследствии многократно подвергалась спонтанным и бесконтрольным трансформациям: меняла форму и пропорции, приобретала контрастные контуры и обводку в виде тоннеля, лишалась засечек, подсвечивалась неоном, отмечается в сообщении. Постоянным оставалось только одно: столичное метро всегда символизировала красная буква М.

Предположительно автором первой эмблемы стал архитектор Иван Таранов, работавший над 11 первыми станциями столичного метрополитена. Поскольку логотип появился уже после возведения многих станций, в их архитектуре не было предусмотрено место для его размещения. В итоге эмблему Таранова начали уменьшать или сужать в зависимости от имеющегося для нее пространства, что и положило начало трансформациям пропорций логотипа.

Проведя это исследование, в дизайн-студии пришли к мысли, что буква М должна остаться логотипом метро, но ее нужно стандартизировать, чтобы повысить узнаваемость эмблемы для иностранцев.

Эмблема была презентована представителям департамента транспорта Москвы еще в феврале 2014 года, и еще до официального анонса ее начали использовать в студийных городских проектах, например в напольной навигации.

Получить официальный комментарий в ГУП "Московский метрополитен" не удалось.

В пресс-службе департамента транспорта Москвы "Газете.Ru" пояснили, что разработку нового логотипа метро студии Лебедева никто не заказывал - это его собственная инициатива.

Но в итоге разработанный студией логотип в департаменте одобрили. Во сколько обойдется разработка новой буквы М городскому бюджету, в ведомстве ответить затруднились, так как эта работа - лишь часть большого проекта и комплекса мер по популяризации и улучшению имиджа общественного транспорта Москвы.

В пресс-службе ведомства уточнили, что сейчас в столице внедряется новый бренд "Московский транспорт", призванный объединить городской транспорт, сопутствующую инфраструктуру и сервисы в единую транспортную систему города. Фирменная символика московского транспорта разработана компанией Saatchi & Saatchi с привлечением ведущих зарубежных и российских специалистов, в том числе и дизайн-студии Лебедева.

Разработанный логотип ассоциируется с кольцевой системой Москвы, отражает взаимосвязь всех видов транспорта и напоминает значок точки на карте, уже ставший неизменной составляющей всех мобильных карт.

При этом для того, чтобы подчеркнуть уникальность каждого вида городского транспорта, в рамках бренда разработаны собственные логотипы для метро, наземного транспорта, парковок, пешеходной инфраструктуры, электрички.

Уже сегодня новая символика транспорта Москвы размещена на станции метро "Новокосино" в торговой галерее подуличного перехода станции. Логотип метро, как и вся символика московского транспорта, будет появляться на транспорте и сопутствующей инфраструктуре постепенно, по мере обновления подвижного состава и ремонта станций.

Московский метрополитен не в первый раз вдохновляет дизайнеров самой дорогой студии страны. В 2013 году студия Артемия Лебедева выиграла конкурс департамента транспорта Москвы на дизайн официальной схемы линий столичного метро, а также напольной навигации на 49 станциях. Кроме того, Лебедевым создан сайт о метро. По словам автора, это "сайт о мифе и легенде, о том, что было и чего не было": "Это одновременно музей, архив, иллюстрированный альбом, справочник и энциклопедия".