Почти две трети россиян считают, что отечественные продукты лучше импортных
По данным социологов, качеству российских производителей в основном доверяют жители средних городов и сел, старше 60 лет. Еще четверть россиян считают, что российские продовольственные товары ничем не отличаются от привезенных из-за границы, и лишь 8% респондентов сегодня заявляют, что импортные товары лучше. При этом различие мнений опрошенных о качестве товаров, привезенных из Европы, США, Азии или Латинской Америки, опрос не фиксировал.
Отметим, что в начале января свое исследование относительно качества еды в различных странах мира опубликовала компания Oxfam. Согласно ее рейтингу, пищевая продукция наиболее высокого качества создается в странах Западной Европы, а также в США и Канаде, Австралии и Новой Зеландии (лучше всего с качеством продуктов питания дела обстоят в Исландии).
В число лучших попала также Аргентина. Россия наряду с Украиной, Бразилией и государствами Восточной Европы оказалась на второй строке рейтинга. Согласно исследованию компании, российские продукты качественнее тех, что произведены в Турции, Армении, Казахстане, а также лучше продукции многих азиатских и всех африканских стран.
Отметим, что в начале августа президент России Владимир Путин распорядился ограничить импорт товаров из стран, которые ввели санкции в отношении России из-за "аннексии Крыма". Речь идет о запрете на импорт мяса, молочной продукции, овощей, корнеплодов, фруктов, орехов, рыбы, морепродуктов и колбас из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии. Эксперты заявили о неизбежности роста цен, а также отметили, что некоторых продуктов на всех не хватит. Власти РФ заявили, что планируют увеличить импорт из Азии и стран Латинской Америки, а также из государств СНГ.
В частности, Бразилия, Чили, Уругвай, Парагвай и Аргентина увеличат поставки мяса в нашу страну. Овощи будут завозить из Турции, Узбекистана, Азербайджана, фрукты - из Армении, Ирана, Египта, Марокко, ЮАР.
Отметим, что большой интерес к увеличению экспорта высказал Китай. При этом, как напоминает сайт "Общества защиты прав потребителей", продовольствие из КНР регулярно вызывало нарекания Россельхознадзора и санитарной службы. Председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков констатирует, что в Китае интенсивно используются химические удобрения, в овощах и фруктах из КНР зафиксировано повышенное содержание пестицидов и нитратов. В Китае отсутствуют государственные стандарты, регулирующие качество экспортируемой продукции.
Ранее ВЦИОМ сообщал, что российское эмбарго на импорт продуктов питания поддерживают 84% россиян (78% по данным "Левада-центра").
Несколько причин не верить соцопросам
Политолог Станислав Белковский признался в эфире радиостанции "Эхо Москвы", что он давно не верит результатам социологических исследований.
"В закрытом обществе, которым является российское, как минимум нынешнее, респондент зачастую отвечает не то, что он думает на самом деле", - считает политолог Станислав Белковский.
Журналистка Евгения Альбац считает, что соцопросы изучают не общественное мнение, которого, по ее словам, "сейчас нет", а отражают "восприятие людьми того, что они видят на центральных телеканалах".
Есть и исторические примеры того, что на соцопросы не всегда можно положиться. В статье в The New Times исследователь Владимир Гельман пишет о ситуации "фальсификации массовых предпочтений" в ГДР накануне падения режима и объединения двух Германий. "Почти до самого последнего момента опросы жителей ГДР демонстрировали высокий уровень поддержки властей", - пишет профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге. По данным Гельмана, более четверти российских респондентов в ответах на "политически чувствительные" вопросы социологических анкет склонны "проявлять неискренность".
Примечательно, что в ходе одного из опросов, проведенных "Левада-центром", россияне сами признались, что не всегда готовы раскрывать свое истинное мнение социологам. По данным исследования, более четверти российских граждан уверены, что респонденты, критически высказывающиеся по поводу политики властей во время соцопросов, могут в дальнейшем подвергнуться преследованиям.
Однако здесь возникает вопрос: какова вероятность, что россияне, если они действительно не склонны давать искренних ответов социологам, честно признались тем же социологам, что скрывают свое истинное мнение.