Министр Мединский советует туристам быть бдительными

Wednesday, 24 September. 2014

24 сентября 2014, 15:46, - Министр культуры РФ Владимир Мединский провел пресс-конференцию, в ходе которой рассказал о перспективах развития туристической отрасли в нашей стране, сообщает соб.корр. . В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты, представители органов государственной власти, экспертного сообщества и общественных организаций, работающих в сфере туризма.

Комментируя череду банкротств туристических компаний, министр напомнил об основных причинах этого: низкие цены на тур и работа в убыток приводят к "пирамидальному" принципу в расчете на будущих клиентов, а в итоге страдает покупатель. Вместе с тем, не следует думать, что российский рынок в этом вопросе уникален: через банкротства туроператоров и экстренный вывоз отдыхающих прошли многие европейские страны; при этом, по словам министра, компании до своего разорения работали даже не по 20 лет, как в России, а по 120.

В рамках пресс-конференции министр представил новый законопроект о государственном регулировании отрасли, конкретизации ответственности поставщиков туруслуг и механизмах страхования. Согласно документу, Ростуризм будет наделен функциями контроля туроператоров в части соблюдения законодательства. Сюда входит проверка договоров с контрагентами по вопросам депозитов, гарантирующих обратный вылет чартеров, подтверждения бронирования отелей и правильного оформления авиабилетов.

Ростуризм также получит право исключать туроператоров из реестра, что будет означать прекращение деятельности компании. Сейчас реестр, в который внесено около 1600 работающих на выездной рынок туроператоров, - в первую очередь, информационный.

Создаются новые финансовые механизмы оказания помощи туристам, пострадавшим от закрытия туристических фирм. Предыдущие меры оказались не достаточными: так, ассоциация "Турпомощь" с начала массовой приостановки деятельности туроператоров израсходовала практически все свои средства. С 16 июля по 19 сентября "Турпомощь" перевезла более 36 тысяч клиентов обанкротившихся туроператоров; бюджетные деньги не привлекались, и к настоящему времени в фонде объединения осталось порядка 30 миллионов рублей.

В новом законе предлагается увеличить размеры финансового обеспечения ответственности туроператоров и сформировать новый фонд "Турпомощи" - Фонд персональной ответственности туроператора. Его главная задача - финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного оператора в сфере выезда. Таким образом, компенсационный фонд станет резервным. Формироваться он будет следующим образом: устанавливается вступительный взнос в размере 100 тысяч рублей (как это происходит сейчас), далее - ежегодные фиксированные взносы от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Одновременно, менятся понятие оборота. Многие компании его занижают, пользуясь не четкими формулировками закона ("совокупная стоимость туристического продукта"). Во избежание этого каждый туроператор будет обязан проходить ежегодный аудит; данные будут направляться в "Турпомощь" и Ростуризм.

Вводится ряд требований, которые должны быть прописаны в договоре между оператором и клиентом. Это, в частности, обязательный обратный билет: тур больше не может быть продан без билетов в оба конца. Билеты должны быть выданы туристу на руки не позднее, чем за сутки до начала поездки. Также начнется работа по вводу электронной путевки, по аналогии с электронным билетом; этот механизм будет создан в ближайшие годы.

Туроператор, организующий чартеры, должен иметь депозит, а турист, в обязательном порядке - ваучер на отель. Помимо того, вводится и ответственность турагента еще до того момента, как он перечислил деньги туроператору.

В настоящее время из более чем полутора тысяч туроператоров банковскую гарантию имеют только 23; остальные приобретают недорогую страховку, чтобы попасть в реестр. Эта ситуация будет искоренена: новый закон привязывает размер страховки не к виртуальному объему туристов, как сейчас, а к совокупной цене турпродукта. Но туристу лучше всего - подстраховаться самому. Поездка получится чуть дороже, зато путешественник будет уверен в результате или компенсации. Эта возможность тоже прописана в законе: туристу дается право застраховаться от абсолютно любых непредвиденных событий: здоровье, изменения в сроках отпуска, семейные вопросы или банкротство туроператора.

На сайте Министерства культуры Российской Федерации, в чьем ведении находится туристическая отрасль, приведена памятка для туристов, приобретающих путевку. Здесь на основании действующего законодательства детально расписано, как не оказаться обманутым (ориентироваться на крупных туроператоров, не покупать путевки по очевидно заниженной цене и вообще "быть бдительными"). Здесь же даны рекомендации о необходимых действиях в случае, когда туроператор все же разорился. В первую очередь, не следует отправляться в путешествие, не имея на руках ваучера на отель и обратного билета.

По итогам заседания было принято решение создать в поддержку законопроекта, предложенного Минкультуры, Экспертный штаб по контролю за реформой туристической отрасли и защите прав пострадавших граждан.

Материалы по теме

  • Заявление Федерального агентства по туризму
  • Новость от 22.09.2014: Ростуризм рекомендует россиянам быть внимательными при покупке путевки
  • Новость от 19.03.2013: Как составлять претензию в адрес турфирмы: советы туристам
  • Рубрика: Единый федеральный реестр туроператоров