Две трети американцев считают, что Барак Обама недостаточно тверд в отношениях с Россией

Saturday, 13 September. 2014

Опросы дружно предсказывают демократам если не разгром, то весьма чувствительное поражение на выборах в Конгресс. Ожидается, что республиканцы упрочат преимущество в нижней палате и, вполне вероятно, получат большинство в верхней. Маятник явно качнулся в их сторону.

Если некогда президент Обама, как Гулливер, тянул за собой весь демократический флот, то теперь его участие в кампании отнюдь не способствует популярности партии. Его личный рейтинг снизился до критического уровня: 52 процента американцев считают его президентство провальным. Главный предмет предвыборной дискуссии - внутренняя политика, прежде всего экономика, а кроме того, несостоявшаяся иммиграционная реформа и состоявшаяся, но не достигшая поставленных целей реформа здравоохранения.

Внешняя политика существенного места в дебатах не занимает. Но вот что интересно. Отношение американцев к важнейшим внутренним проблемам за последние два года почти не изменилось, а вот к внешним - изменилось очень сильно. Если в целом работу Барака Обамы на посту президента одобряют 42 процента избирателей, то его действия на международной арене - всего 31. Прежде внешняя политика была для президента крыльями, на которых он воспарил ввысь. Сегодня это тяжкая гиря, которая тянет к земле и его, и всю партию.

В последнее время заметно изменились приоритеты американцев в области национальной безопасности. 54 процента граждан страны считают "растущую напряженность" между Россией и ее соседями одной из главных угроз для США. 48 процентов избирателей полагают, что российско-украинский конфликт очень важен с точки зрения интересов США. В апреле этого года так думали чуть больше 30 процентов опрошенных. Основная претензия к президенту - отсутствие должной жесткости в подходе к международным кризисам. 74 процента респондентов считают, что Обама недостаточно тверд в отношениях с Россией, и лишь шесть процентов - что он слишком тверд с Москвой. По причине мягкотелости Обамы, считают 77 процентов американцев, президент Путин не воспринимает его всерьез.

Весь этот негатив в оценках действий собственного президента неуклонно рос последние месяцы, что, вероятно, удивляло самих социологов. Украинский кризис в глазах американцев вышел за региональные рамки. Похоже, восток Украины стал для них примерно таким же последним рубежом, каким в годы холодной войны была Берлинская стена. Они привыкли слышать от высоких должностных лиц заклинание "проблема не имеет военного решения", но военные авантюры Москвы наглядно доказывают обратное.

Америка думала демократизировать мир "Макдоналдсами", а Россия взяла да и закрыла свои "Макдоналдсы". Кремль не останавливают экономические потери. Она не верит в демократические ценности. Как сказал в своем недавнем шоу телеведущий Владимир Соловьев, "демократические достижения Америки являются ширмой демократии". Фраза построена нелепо, но ее поняли правильно: мол, демократия служит ширмой чего-то нехорошего. Если завтра конфликт будет улажен к обоюдному удовольствию и Москва прекратит антиамериканскую риторику, восприятия американцев это не изменит. Общественное мнение имеет свою инерцию: его легко изменить в негативную сторону, но сложно развернуть обратно. Американо-российским отношениям предстоят долгие заморозки.

Владимир Абаринов
Радио Свобода