Травля была для Валерии Новодворской "признаком собственной правоты"

Sunday, 13 July. 2014

Училась в Московском институте иностранных языков имени Мориса Тореза (французское отделение) по специальности "переводчик и педагог". В 1969 году организовала подпольную студенческую группу, в которой обсуждалась необходимость свержения коммунистического режима путем вооруженного восстания. 5 декабря того же года в Кремлевском дворце съездов распространила листовки с антисоветским стихотворением собственного сочинения "Спасибо, партия, тебе!". Сразу же была арестована КГБ по обвинению в антисоветской агитации и пропаганде за распространение листовок с критикой ввода войск в Чехословакию.

В 1970-1972 находилась на принудительном лечении в специальной психиатрической больнице в Казани с диагнозом "вялотекущая шизофрения, параноидальное развитие личности". Выйдя на свободу, сразу занялась тиражированием и распространением самиздата. Подвергалась систематическим преследованиям властей, включая принудительное лечение в психиатрической больнице. В 1978, 1985 и 1986 годах ее судили за диссидентскую деятельность. В 1988 году стала одной из участниц создания партии "Демократический союз". Свободно владела английским и французским языками. Читала на немецком, итальянском, понимала белорусский язык.

Неоднократно резко критиковала Александра Лукашенко и его режим. "Беларусь - это такая маленькая Вандея. Хотя, конечно, вас спасает тот факт, что рядом находится Польша. Но спасает это молодежь, которая ездит в Польшу работать. А старшее поколение, видимо, пребывает в том состоянии, в каком оно и жило до всяких там перестроек. Впрочем, как и большая часть нашего населения", - говорила Новодворская в интервью "Белорусской деловой газете" в декабре 1999 года.

Памяти Новодворской

Стихов на этот раз не будет, потому что траурная лирика по горячим следам - вещь не очень приличная. Почти такая же неприличная, как публичная слезливая скорбь. Лучше уж, я думаю, ликование врагов, чем общие слова друзей.

Валерия Новодворская наверняка предчувствовала, что после ее смерти поднимется восторженный вой. В наше время приходится пересматривать все традиционные человеческие представления. Почти все, считавшееся непристойным, сделалось доблестью, и наоборот. Так вот - в наше время, если враги после твоей смерти почтительно склоняют головы, это значит только, что ты им недостаточно насолил. Они должны ликовать. А всякие там "я был идейным врагом покойника, но не могу не признать" - непростительная половинчатость. "Настоящая любовь должна продолжаться за гробом", - говорил А.К.Толстой; ненависть - тоже.

Этим грехом сейчас замараны все противоборствующие стороны: кто-то на Украине не может сдержать радости, когда гибнут "колорады", а в России подавно хватает ликования при любом сообщении о потерях "укропов", и от этих позорных кличек никто не отказывается даже в сообщениях о жертвах. Ничего не поделаешь - война, а у войны другая этика. Если тебя недостаточно ненавидят - это еще хуже, чем когда вполсилы любят. Полувраг - хуже врага, потому что ненадежен для обеих сторон.

Новодворская была надежна, и то, что молодые здоровые мужчины шакальим надрывным воем встречают весть о смерти пожилой больной женщины, - знак ее высшей доблести. Она, кстати, сроду не обрадовалась ничьей смерти. Смерть она уважала, потому что это последний и непобедимый аргумент.

А жизнь не любила - как многие ее учителя и единомышленники, Лидия Чуковская, например. Любить жизнь слишком сильно - значит за нее цепляться, а это не способствует решимости. Новодворская была решительна. Она знала, что значит неоднократная сухая голодовка и пыточная спецпсихушка. Она всю жизнь - даже когда ее принципы, казалось, ненадолго восторжествовали, - провела в меньшинстве. На травлю она никогда не отвечала затравленностью - травля была для нее признаком собственной правоты; и в сообществах вроде нашего это действительно так, думаю я.

В последние десять лет ее жизни мы не общались - она обиделась на мою сказку "Девочка со спичками", в которой, по-моему, не было ничего обидного, но борцы не обязаны обладать чувством юмора. Однако ни одного дурного слова и ни одного неприличного выпада я от нее не слышал - Новодворская была прекрасным другом и исключительно достойным врагом. Я почти никогда с ней не соглашался и всегда ею восхищался. Людей, к которым можно так относиться, сегодня почти не осталось, потому что за твердой верой в какую-либо идею сейчас почти наверняка следует полный отказ от этики. Словно какая-то идея - будь она русской, антирусской или новорусской, - способна надежно избавить от "химеры совести" (про химеру совести говорил один талантливый, успешный человек, всегда добивавшийся своего и добившийся в конце концов своей пули в затылок, он теперь в большой моде, как раньше Ильин).

Новодворская утверждала не столько идеи, - они у нее были разные, часто радикальные, - сколько способ жизни, поведенческий кодекс. И кодекс этот у нее был сверхблагороден - самурайский кодекс, сказал бы я. "Выбирай смерть".

Следовало бы, конечно, сказать - "Вечная память", но кому-кому, а вечная память Новодворской обеспечена. Все мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что нас разлюбили, но ненависть прочней всего: любовь остывает, тонет в быту, размывается - ненависть не боится ни быта, ни давности. Пока жива русская литература, русская публицистика и критика, для которой Новодворская сделала очень много, никак не меньше Писарева или Гиппиус, - будет жива ненависть всякого рода ничтожеств к отважной женщине, последовательнице и переводчице Камю, наследнице Герцена, защитнице обреченных и утешительнице одиноких.

Не может быть, чтобы порода таких людей - редких, но самых необходимых, - перевелась в России. Потому что иначе зачем все?