"Петр Порошенко пока не утвердился как настоящий лидер, он пока лишь один из игроков"

Saturday, 5 July. 2014

3 июля Порошенко лично представил в Верховной Раде проект изменений Основного закона. Выступая перед депутатами, он, в частности, заявил: “Если Верховная Рада поддержит проект изменений в Конституцию, этот день очень разочарует всех наших недоброжелателей, одержимых планом федерализации как инструментом расчленения государства. Речь в поправках не идет о перетягивании одеяла в треугольнике "парламент - президент - правительство", а наоборот речь идет о широком делегировании полномочий на места”.

По словам Порошенко, Украине необходимы реформы, но государство должно оставаться унитарным, с одним официальным языком - украинским. Подавляющее большинство предлагаемых изменений касается децентрализации власти и усиления полномочий местного самоуправления. Ключевое нововведение касается упразднения региональных государственных администраций как института. Вместо них власть президента на местах предлагается ограничить официальными представителями главы государства.

Проект конституционных изменений Петра Порошенко не устраивает не только Москву и лидеров самопровозглашенных Донецкой и Луганской ненародных республик, выступающих за федерализацию Украины, но как выяснилось, и большинство депутатов Верховной Рады. Многие из них выступают за максимальное сокращение президентских полномочий. Крупнейшая из партий правящей коалиции, “Батькивщина” обвинила главу государства в попытке узурпации власти. Другой член коалиции, праворадикальная “Свобода” заявила, что будет голосовать против президентского проекта из-за предусмотренного в нем специального статуса для русского языка.

Один из авторов первой Конституции Украины, профессор права Виктор Мусияка считает, что Порошенко не следовало спешить с изменением Основного закона:

- Необходим всеобъемлющий процесс, который можно будет осуществить в нормальных условиях, когда сложится мирная ситуация в государстве, а сейчас этот процесс начался под давлением со стороны. Идеи были и со стороны Европы, и со стороны США, не говоря уже о России, которая добивалась необходимость федерализации нашей страны и закрепления этого в Конституции. Украинские власти решили ответить идеей децентрализации и для этого внести изменения в Основной закон. Думаю, что если уже в принципе пошли таким путем, то все остальные предложения, которые, кроме децентрализации, были заложены в тот же проект Конституции Порошенко - а там и перераспределение полномочий президента, парламента и правительства, - не стоило сейчас выдвигать. Взяли бы раздел Основной закона, который касается административно-территориального устройства государства и местного самоуправления, и сделали бы нормальный законопроект! А так получилось, что зацепил президент и эти сферы, а там снова распределение полномочий между различными субъектами власти, и это вызвало неоднозначную реакцию в Верховной Раде, и для этого были основания.

- По вашему мнению, будет ли завершен конституционный процесс?

- Думаю, что он будет завершен, потому что этот парламент готов все голосовать. У этого состава парламента, в связи с известными обстоятельствами его формирования, выработался рефлекс голосовать все, что приходит от президента. Депутаты хотят оставаться в своих креслах весь пятилетний срок, то есть до 2017 года. Поэтому они готовы угождать всем пожеланиям главы государства. Думаю, что триста голосов для окончательного утверждения президентских поправок к Конституции осенью они наберут. Но мы видели выразительную реакцию на инициативы президента со стороны фракции “Батькивщины”. Противники президентского законопроекта уже заявили, что будут подавать альтернативные документы. Думаю, что все это будет сопровождаться в Верховной Раде сотрясениями воздуха, но в итоге депутатам не удастся сорвать заключительное голосование, - считает Викор Мусияка.

Как подчеркивают эксперты, предложенные поправки в Конституцию Украины означают окончательный переход к парламентско-президентской форме правления и соответствуют предвыборным обещаниям нынешнего главы государства. Слово - директору Института стратегических исследований “Новая Украина” Андрею Ермолаеву:

- “Порошенко в ходе предвыборной кампании обещал внести изменения в Конституцию, но сейчас поспешил предложить ограниченный набор изменений, которые не носят системного характера. Я не считаю, что  критика президентского законопроекта носит обоснованный характер, потому что Порошенко, по сути, сохраняет парламентско-президентскую форму правления, и я не вижу оснований для обвинения главы государства в узурпации власти. Проблема состоит в другом. Предложения Порошенко, касающиеся изменений политической системы, возникли на фоне обострения ситуации на востоке Украины. И очевидно, что только решениями парламента проблема вооруженного конфликта не может быть решена. Более того, это происходит на фоне заявлений власти о необходимости проведения досрочных парламентских выборов. К ним не готовы политики и партии, находящиеся в кризисе. Нерешенность проблемы двух восточных областей ставит под вопрос и возможность конституционной реформы, и возможность проведения самой парламентской кампании. Набор этих факторов привел к тому, что предложения президента были восприняты в штыки половиной состава Верховной Рады. Очевидно - по раскладу сил и настроениям части депутатов фракций “Батькивщина”, Партии регионов, коммунистов и “Свободы” - политическая реформа (а точнее - дебаты о ней) будет использована как инструмент для затягивания времени и как инструмент, связанный с новым позиционированием разных политических сил в отношении президента. У главы государства нет парламентского большинства, и очевидно, что у Петра Порошенко нет сейчас возможности модерировать парламентский процесс.

В отличие от профессора права Виктора Мусияки, политолог Андрей Ермолаев сомневается, что президентский проект изменений в Конституцию будет поддержан Верховной Радой:

- Заявления “Батькивщины” и “Свободы” о намерении подготовить альтернативные президентскому законопроекты об изменении Конституции свидетельствуют о том, что вместо политической реформы мы можем получить в ближайшее время инспирированный парламентский кризис. Кризис, который позволит блокировать и саму реформу, и возможные досрочные парламентские выборы. Уже очевидно, что выборы в октябре - под большим вопросом, несмотря на желание Порошенко, а, во-вторых, этот кризис позволит полностью переложить ответственность за решение проблемы вооруженных конфликтов в восточных областях лично на президента и сформированный им силовой блок. То есть, к сожалению, реформа политической системы и тема конституционной реформы в очередной раз стала элементом спекуляции центральной власти и способом переведения стрелок ответственности за кризис в стране конкретно на главу государства. Порошенко просто не рассчитал, что для многих политических сил вопрос улучшения или оптимизации политической системы, вопрос реформы самоуправления может стать поводом для снятия ответственности с себя за то, что сейчас происходит в стране. Президент был уверен, что парламент готов к консолидированной ответственности. На мой взгляд, пока нет серьезных оснований ожидать успешной реформы политической системы по сценарию Порошенко или по сценарию какой-либо парламентской партии. Для любого законопроекта должно быть не просто большинство, а конституционное большинство в 300 голосов. Такого количества голосов не наберет ни один из вариантов конституционных изменений. Это означает, что Украина к концу лета на фоне нерешенных проблем в Донбассе может втянуться еще и в глубокий кризис власти, который затем рискует стать еще и одним из катализаторов усложнения социально-экономической ситуации, - полагает Андрей Ермолаев.

Внефракционный депутат Верховной Рады Инна Богословская в своем блоге на “Украинской правде” предупреждает об антипрезидентском сговоре в Верховной Раде депутатов "Батькивщины", "Свободы", Партии регионов и коммунистов. “Кто их собрал вместе? Юлия Тимошенко. Как всегда, она нашла самые низменные больные места у участников процесса - и сыграла на них. "Батькивщина" уже никогда не будет иметь такого числа голосов в парламенте, как сейчас, а "Свобода", “регионалы” и коммунисты вообще могут туда не попасть”, - констатирует Богословская. По ее мнению, четыре политические силы договорились не допустить перевыборов парламента, "мочить" президента, добиваться снижения до минимума его рейтинга и сбрасывать на него всю вину за проблемы в стране.

Действительно ли Юлия Тимошенко формирует антипрезидентскую коалицию в Верховной Раде? Мнение Андрея Ермолаева:

- Тимошенко объективно стоит перед проблемой новой роли и новой миссии в украинской политике. У нее очень сложное положение в партии. Очевидно, что ее попытка сыграть роль нового лидера военного времени не удалась. 2,5 миллиона голосов за Тимошенко на минувших президентских выборах - показатель падения к ней интереса избирателей. Тимошенко сейчас не является центром притяжения и авторитетом в парламентской среде. Во-первых, она вне парламента, а во-вторых, я не вижу оснований для объединения кого-либо вокруг “Батькивщины”, даже не говоря о серьезных противоречиях между лидерами этой политсилы Тимошенко, Турчиновым и Яценюком. Происходит располюсовка украинской политики. Возникают новые политические силы: одна часть ориентируются на избирателей, которые проживают на востоке и юге Украины, другая часть будет бороться за статус общенациональных сил. Главный недостаток Порошенко состоит в том, что у него в политической среде нет опоры, которая бы выступала в качестве силы, поддерживающей президентский курс. Можно сказать, что президентский курс до конца еще не артикулирован. Была инаугурационная речь, был мирный план по решению ситуации в Донецкой и Луганской областях и был ряд инициатив, связанных с изменением политической системы, но все это и так назрело и не является оригинальным. А вот в чем суть и перспектива президентского курса собственно для Украины - если снять проблему мирного урегулирования на востоке и подписание соглашения об ассоциации с ЕС? Здесь большой вопрос.

Речь идет о национальной консолидации, экономических реформах, новой идеологической позиции власти. В украинской политике начинается конкуренция за статус новых общенациональных сил. Дело не только в будущих парламентских выборах, но и в будущем парламентском большинстве, будущем правительстве. Порошенко столкнулся с вызовами, к которым, мне кажется, он не был готов, будучи кандидатом в президенты. Он пока еще не утвердился как настоящий лидер государства, он остается всего лишь одним из игроков. Тимошенко - тоже один из игроков, и я не вижу оснований считать ее победителем в ожидаемом осеннем кризисе на Украине. Думаю, что к этому времени украинская политика приобретет новые черты. Она будет более многополюсной, образуется несколько центров влияния, и не все будут крутиться вокруг лидера “Батькивщины”, - отмечает директор Института стратегических исследований “Новая Украина” Андрей Ермолаев.