"Чем дольше россиянам каждый день повторяют одно и то же, тем больше они начинают этому верить"

Saturday, 21 June. 2014

А к концу нынешнего 2014 года, по расчетам экспертов, таковых должно стать уже около 80 миллионов. Тем не менее только события, пропущенные через телевизор, становятся топом новостей, а телеинтерпретации - основой оценок тех или иных событий большинством российских граждан. Эту зависимость из года в год фиксируют все серьезные социологические центры России. Особенно она видна в периоды международных кризисов, участником которых становится Россия, когда отечественное ТВ полностью преображается в рупор информационной войны.

На днях "Левада-центр" опубликовал отчет на тему "Российский медиаландшафт: телевидение, пресса, интернет". Два социолога - Денис Волков и Петр Гончаров - обновили и обобщили данные исследований, проводимых социологическим центром с 2009 по 2014 год. Они основывались на стандартных общероссийских поквартирных репрезентативных опросах общественного мнения. По России в целом выборка составляет 1600 человек. В отдельном исследовании по Москве в марте нынешнего года выборка составила 1000 человек.

 
Телевидение - основной источник информации

Из исследования видно, что интернет как источник информации не смог заменить традиционные СМИ (телевидение, радио, газеты). Даже в Москве. Сегодня ТВ обладает практически безраздельной монополией на формирование общественно-политической повестки дня внутри страны.

    90% россиян чаще всего узнают о новостях в стране из телевизора, 25% - от друзей и родных, 24% - из интернет-изданий, 19% - из газет (в ответах могло быть указано несколько основных источников информации).

В России телевизор смотрят почти все, независимо от статуса, уровня образования и места проживания. Удивительный факт, но доля москвичей, для которых ТВ - это основной источник информации, еще выше, чем в среднем по России, - 93%.

    При этом большая часть телезрителей не только смотрит телевизор, но и доверяет ему (в Москве таковых 65% против 50% в среднем по России).

По словам Дениса Волкова, это может быть связано с тем, что выбор телеканалов у москвичей больше, чем у россиян в целом. То есть, мол, более высокое "качество телесмотрения" в Москве отчасти влияет и на доверие к телевидению.

"Любовь к телевизору обусловлена тем, что люди не хотят лишний раз напрягаться. Просмотр телевизора - это ежедневная, устоявшаяся семейная практика, традиция. Человек приходит с работы и включает телевизор, который работает в фоновом режиме. Ему не нужно совершать усилия. Телевизор разжевывает и кладет ему в рот готовую, переработанную информацию. Чтобы получить новости из интернета, надо как минимум понимать, что читать и где", - объясняет Волков.

    Среди самых популярных новостных каналов числится федеральная "тройка" - Первый канал (82%), "Россия 1" (71%) и НТВ (48%). Для сравнения: новости на "Дожде" в России регулярно смотрят 2% граждан, в Москве - 3%.

 
Однобокая картина мира

Некоторые люди разбавляют теленовости употреблением других источников информации. Но они в меньшинстве. Анализ "Левада-центра" показал, что половина населения страны получает новости преимущественно из одного источника, каждый пятый (20%) - из двух, 17% - из трех, и 12% используют более трех источников одновременно. Для тех, кто получает однобокую картину мира, главным каналом информации является телевидение (85%). То есть чем беднее "информационные наборы" россиян, тем в большей зависимости они находятся от телевидения. У москвичей, жителей крупных городов, более образованных и обеспеченных респондентов они разнообразнее, чем у россиян в целом.

    Что касается интернета, то он является единственным источником информации лишь для 5% опрошенных.

Однако, по словам социологов, мнение о том, что люди, узнающие новости из множества различных источников, более критичны в оценке происходящего, ошибочно. "Несмотря на то, что респонденты, использующие более четырех источников информации, демонстрируют большую приверженность демократическим идеалам, они очень похожи на "рядового" россиянина в своем одобрении существующей власти, состояния дел в стране и в своем отношении к резонансным событиям", - говорит Степан Гончаров.

 
Интернет - не конкурент в формировании повестки дня

    Аудитория регулярных пользователей интернета в России около 57%, в Москве - 73%. Этот показатель вырос за последние три года в два раза.

Однако нужно учитывать, что в интернете читают новости, ищут информацию, чтобы разобраться в том, что происходит, около половины от регулярных пользователей Сети (не более трети россиян). Остальные используют интернет как средство общения или развлечения.

Согласно опросу, проведенному в марте 2014 года, главные поставщики информации для москвичей в интернете - это новостные агрегаторы: "Яндекс.Новости" (41%) и "Новости@Mail.ru" (21%). Исключением являлась Lenta.ru (по крайней мере, до смены редакции), количество ее читателей на тот момент было сопоставимо с аудиторией РЕН ТВ или ТВЦ (20%).

"Политические взгляды у тех, кто пользуется интернетом и смотрит телевизор, не сильно отличаются. Единственное исключение составляют люди, которые читают независимые, аналитические интернет-издания и получают сформированную картину мира. Но аудитория таких СМИ ничтожно мала (в Москве у Vedomosti.ru - 4%, у NEWSru.com - 2%, Colta.ru - 1%). Мы предполагаем, что и по стране в целом интернет как источник новостей опережает газеты и радио только за счет новостных агрегаторов, которые сообщают отрывочную информацию, отобранную более-менее случайным образом, и не предоставляют глубокий анализ происходящего", - отмечает Волков.

 
Вера в объективность телевидения

70% россиян считают, что федеральные СМИ объективно освещают события на Украине и в Крыму (22% - "в целом объективно" и 48% - "по большей части"). Причем вера в объективность за последние три месяца даже подросла (в марте таких было на семь процентных пунктов меньше). "Мы связываем это с тем, - объясняет Волков, - что чем дольше телезрителям повторяют одну и ту же информацию, пытаются внушить определенную трактовку событий, тем больше они в нее начинают верить. Так работает пропаганда. В условиях отсутствия альтернативного источника информации все больше и больше людей с течением времени верит в объективность телевизионных СМИ".

Кстати, похожий феномен наблюдался и в не связанном с крымско-украинской тематикой деле "Кировлеса". В мае 2011 года большая часть россиян (54%), знавших об этом процессе, предполагала, что уголовное дело в отношении Алексея Навального возбуждено в связи с его общественной деятельностью по разоблачению коррупционеров. И только 20% верили в его незаконные действия на посту советника губернатора Кировской области.

Со временем разрыв сильно сократился (в сентябре 2013 года - до 45 и 35% соответственно). По мнению Гончарова, причиной тому послужило то, что до событий на Болотной площади Навального не обсуждали по телевидению. Отношение к нему стало ухудшаться по мере того, как дело о "Кировлесе" все активнее муссировалось в телевизионных новостях - в первую очередь за счет тех, кто узнавал об этом впервые.