Забастовка профсоюзов Турции из-за трагедии на шахте: полиция разгоняет митингующих слезоточивым газом

Thursday, 15 May. 2014

В стачке участвуют Конфедерация профсоюзов рабочих-революционеров (КПРР), крупнейший профсоюз Turk-Is, объединения госслужащих, медиков, инженеров и архитекторов. Инициатором забастовки стала КПРР.

Зафиксированы первые столкновения митингующих с полицией. Накануне стражи порядка разогнали митинги в Соме, Стамбуле и Анкаре. В четверг в турецком городе Измир полиция применила слезоточивый газ и водометы для разгона активистов профсоюзных объединений, вышедших на стачку, передает ИТАР-ТАСС. По данным газеты Hurriyet, глава Конфедерации профсоюзов рабочих-революционеров (КПРР) Кани Беко, участвовавший в шествии, госпитализирован.

В Измире на забастовку собрались около 20 тысяч трудящихся. По словам очевидцев, Беко находился в первых рядах идущей толпы. Полиция не позволила профсоюзам устроить акцию в центре города, мотивировав это тем, что она не была заранее согласована с властями. После того, как полиция применила слезоточивый газ и водометы, глава КПРР был доставлен в больницу, так как ему стало плохо во время разгона демонстрации.

Работники шахты Зонгулдак, где взрыв унес в 1992 году жизни 263 шахтеров, поддержав забастовку, собрались у входа в забой, но отказались войти в него. По данным СМИ, в Стамбуле митингующие скандировали антиправительственные лозунги и несли большой баннер с надписью: "Это не случайность, это убийство". Полиция не разрешила группам профсоюзных активистов устроить шествие, поскольку оно не было санкционировано заранее. Трудящиеся устроили сидячую акцию перед полицейским кордоном, где расположился спецназ полиции и водометы. Инцидентов или столкновений пока нет.

Надежд на спасение остающихся под землей шахтеров почти нет

Между тем министр энергетики Турции Танер Йылдыз заявил журналистам, что спасательные работы не прекращаются и сосредоточены на двух направлениях внутри шахты, сообщает ИТАР-ТАСС. Операцию несколько раз приостанавливали в связи с тем, что под землей накапливался угарный газ в опасной концентрации из-за пожара.

Министр выразил надежду, что еще удастся спасти кого-то из более 100 человек, оказавшихся запертыми в ловушке под землей из-за ЧП. В то же время, по мнению специалистов, надежд на спасение уже практически нет, с учетом того, что с момента аварии прошло уже более 40 часов, а люди находятся под землей в сильно задымленных помещениях с нехваткой кислорода.

На данный момент число погибших осталось прежним - 282 человека. Танер Йылдыз сообщил, что "за последние 12 часов ни одного живого человека в шахте найдено не было". К настоящему времени судмедэксперты закончили осмотр более 220 тел, которые переданы их родным для похорон. В больницах находятся около 30 человек, которые идут на поправку, и врачи их постепенно выписывают.

Пожар, который бушевал в шахте после взрыва электроподстанции, потушен, но в самых глубоких штольнях очень высока концентрация угарного газа. Там, как считается, и находятся рабочие. Спасатели обследовали почти всю шахту кроме двух забоев, где концентрация угарного газа не позволяет эффективно работать.

В стране объявлен трехдневный траур. На место трагедии прибыли президент Турции Абдуллах Гюль, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган и члены правительства. Эрдоган пообещал провести тщательное расследование трагедии. Газета Hurriyet сообщила, что расследовать катастрофу будет группа из 15 прокуроров. Как сообщает CNN, жители Сомы встретили президента мрачным безмолвием.

Накануне в Соме в связи с гибелью шахтеров прошли массовые акции протеста. В частности, многие из собравшихся выразили недовольство правительством премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, а его самого называют "убийцей" и "вором", передает "Интерфакс". Демонстранты были встречены спецподразделениями полиции возле местного офиса правящей Партии справедливости и развития (ПСР).

В среду сотни человек - родственники горняков и шахтеры, собравшиеся возле шахты, негативно отреагировали на прибытие к месту трагедии министра энергетики Турции Танера Йылдыза и других официальных лиц. На место были стянуты значительные полицейские силы.

Кроме того, в этот же день тысячи протестующих вышли на улицы Анкары и Стамбула, обвиняя власти страны и представителей горнодобывающей промышленности в преступной халатности, а также требуя отставки правительства.

Толпа агрессивно настроенных людей вечером 14 мая даже напала на автомобиль турецкого премьер-министра, однако силовикам удалось сдержать натиск протестующих. При этом в разгоне напавших на автомобиль участвовали не только силовики, которые применяли грубую силу, но и советники главы правительства. После этого случая политологи всерьез начали рассматривать возможность отставки кабинета министров Эрдогана. Такую точку зрения, как сообщает "Эхо Москвы", в частности, высказал старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Михаил Рощин. "Трагедия на шахте может стать поводом к отставке правительства Эрдогана. Власть может не устоять в конфликте с оппозицией", - сказал ученый.

Условия безопасности в турецких шахтах, по общему мнению, не выдерживают критики. Во вторник из-за короткого замыкания произошел пожар и взрыв на шахте в Соме. Министерство труда и социальной защиты сообщило, что шахту проверяли пять раз с 2012 года, последний раз в марте, и никаких нарушений безопасности выявлено не было. Оппозиция обвинила правящую Партию справедливости и развития (ПСР) во главе с Эрдоганом в том, что она недавно отклонила предложение провести парламентское расследование серии мелкомасштабных аварий на шахтах в Соме.

По словам генерального секретаря КПРР Арзу Черкезоглу, трагедия на шахте в Манисе "произошла не по причине природной катастрофы". "С 2002 по 2011 года количество инцидентов на угольных шахтах увеличилось на 40%. Это связано с приватизацией шахт и снижением на треть числа рабочих. Надо запретить частное управление шахтами", - сказал он. Конфедерация настаивает на необходимости национализации шахт.