"Только у специфических государств парад превращается в длинное громыхание военной техники"

Friday, 9 May. 2014

Военный парад 9 мая министр обороны Сергей Шойгу принял во второй раз, и, по словам министра, в этом году парад должен был показать всему миру неприятие фашизма Россией. По сравнению с прошлогодним парадом количество боевой техники, которую демонстрировали на Красной площади, значительно увеличено.

На военном параде 9 мая были представлены и новинки военной техники, однако, как замечает военный обозреватель "Ежедневного журнала" Александр Гольц, новой эту технику можно назвать лишь условно:

- Новые бронеавтомобили, противотанковый комплекс, который принят на вооружение в 2005 году, и система ПВО ближнего радиуса действия, принятая на вооружение в 2011 году. На мой взгляд, было бы излишне требовать, чтобы каждый год на параде шли совершенно новые модели, и это как раз нормально. Куда более настораживающе прозвучали обещания, пустить впереди военную технику Черноморского флота, что символизирует присоединение Крыма к России. Это выглядит неким милитаристским актом и желанием связать День Победы с нынешними малодостойными акциями Кремля. Любой парад должен демонстрировать военную мощь. Но только у специфических государств парад превращается в такое длинное громыхание военной техники. Можно назвать Северную Корею, Китай, чей парад в 2008 году помнят очень многие, поскольку тогда была продемонстрирована действительно новая военная мощь и совершенно очевидные притязания Китая. Россия находится в этом тренде. Если другие страны ограничиваются символическим прохождением, то Россия считает необходимым сделать это именно демонстрацией мощи.
 
В число 24 городов, в которых Россия в этом году проводит военный парад, включен и Севастополь. В этом году отмечается 70-летие освобождения Крыма и Севастополя  от немецко-фашистских захватчиков. В Севастополе накануне 9 мая было объявлено, что в городе ждут первых лиц российского государства. Александр Гольц считает, что в свете последних событий этот визит выглядит вполне логично:
 
- Совершенно очевидно, что российское руководство хотело бы выжать в пропагандистском плане все мыслимое и немыслимое из присоединения Крыма, и основательно вбить в головы российских граждан некую ассоциацию с победой во Второй мировой войне.
 
Западный мир отмечает победу над нацистской Германией на день раньше, 8 мая, и разница в этих праздниках далеко не только календарная. О растущем разрыве между российским и западным пониманием этой победы говорит живущий в Великобритании политолог Андрей Остальский:

- Очень символично всегда было, что окончание Второй мировой войны и победа над нацистской Германией празднуются в разные дни: 9 мая - в Советском Союзе, и 8 мая - на Западе. 8 мая - более точная дата, но Сталин настаивал на том, чтобы был другой день, то есть этим было сказано: наша победа - не совсем ваша победа. С тех пор 9 мая - это был не просто праздник чествования ветеранов, а первое и главное - военный парад. Это был такой бронированный ракетный кулак, который демонстрировался Западу. Для Запада 8 мая - это день мира, примирения, слез, воспоминаний о произошедшей трагедии и мечты о том, чтобы это не повторилось. Примирение, а не угроза кому-то. А в СССР это был элемент демонстрации военной мощи. И эта традиция продолжается, и снова в России это день националистической идеологии, особости, торжества победы над Западом, а не просто над одной Германией. Теперь в это вкладывается и смысл какой-то победы над современной Украиной, что уже совершенно абсурдно! Потому что вклад Украины в победу был таким же значительным и важным, как и вклад нынешней России. В СССР всегда считали, и я долго в это верил, что на Западе недооценивают роль, которую Советский Союз сыграл в победе над Германией. Думающие люди, конечно, оценивают по заслугам. Буквально на днях я обсуждал эту тему с одним известным британским кинорежиссером, и он с волнением говорил: "Да, надо еще раз сказать русским, что мы понимаем, что они сделали, что это был колоссальный, страшный подвиг, и если бы не они, неизвестно, чем бы закончилась война с Германией". В Европе сейчас этот день - 8 мая - будет с дополнительной горечью отмечаться именно из-за совершеннейшего разлада и тревоги: уже привыкли жить спокойной жизнью, бороться только с изменениями климата или с экономическим кризисом, забыли о том, что может быть такая вещь, как угроза безопасности, а теперь она неожиданно влезла в окно.