Максим Суханов: Россия ныне переживает период зомбирования
Россия в программе форума представлена двумя спектаклями: балетом "Карамазовы" по мотивам романа Достоевского в постановке Театра балета Бориса Эйфмана из Санкт-Петербурга и драмой "Предательство" Пинтера в постановке Владимира Мирзоева, которая с успехом идет на сцене Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова в Москве.
Одну из главных ролей в московской версии "Предательства" Гарольда Пинтера исполняет замечательный актер Максим Суханов, любезно согласившийся поразмышлять в интервью DW о спектакле, а также о том, чем живет сегодня российская творческая интеллигенция. Не обошлось в беседе и без политических тем.
Deutsche Welle: Чем спектакль, который вы привозите в Германию, будет интересен немецкой публике?
Максим Суханов: Режиссер Владимир Мирзоев - уникальный художник, со своим особым сценическим языком и со своими фантазиями, что уже интересно само по себе. Кроме того, "Предательство", пьеса английского драматурга, поставлена и сыграна в традициях русского драматического театра. Думаю, и это должно привлечь внимание публики.
И еще: темы, затронутые в пьесе, близки каждому человеку, вне зависимости от того, в какой стране он живет. У Пинтера рядом "проживает" все самое страшное и самое смешное, между ними практически нет зазора, и я думаю, что это напоминает всю ту нашу жизнь, которая нас окружает.
- Владимир Мирзоев, режиссер "Предательства", - человек, весьма активно демонстрирующий свою гражданскую позицию. По вашему мнению, может ли в наше время художник находиться и творить в пространстве вне политики? Или люди творческие как раз должны высказывать свое мнение, пытаться влиять на политические процессы?
- О том, что вибрирует сейчас в атмосфере, обо всем, что обожжено, обострено, следует говорить. Об этом надо ставить спектакли, снимать фильмы. Мы не будем отрицать того, что театральное искусство вторично: оно является зеркалом того, что происходит в настоящем. Какими бы метафорами и знаками мы не пользовались, мы говорим о той живой энергии, которой мы сейчас все насыщены.
- Какой энергией сейчас насыщена Россия? И что вас в этом не устраивает?
- Не знаю, возможно, это утопия, но мне хотелось бы, чтобы территория культуры как можно меньше насыщалась имитационностью, неискренностью, псевдошностью, - всем тем искусственным, что мы смогли за последние годы накопить. Я говорю не только о театре или кино, но и о телевидении, о радиопередачах, о юморе, после которого не хочется смеяться. Людям может казаться, что они проживают живую жизнь, делают что-то полезное, а ведь это - шизофреническая иллюзия. Человек сам должен прийти к пониманию того, что он занимается чем-то ненастоящим, наносным, проходящим, и найти в себе силы отказаться от этого. Хотелось бы, чтобы период искусственного, неблагодатного зомбирования прошел, поскольку зомбирование ведет к деградации.
- Звучит пессимистично…
- Оптимизма у меня мало. Но я не могу сказать, что я - фатальный пессимист. Все-таки мне кажется, что театр еще не утратил возможности говорить о чем-то остром, альтернативном точке зрения "официального большинства".
Думаю, все идет к тому, что когда-то должен случиться некий прорыв, на территории культуры в том числе. Наш выход из социализма и тирании того времени затянулся. Людей, думающих прогрессивно и способных на действие, всегда и во всех местах было меньше, чем тех, кто готов двигаться за стереотипом, прятаться за что-то. Если людей думающих и развивающих общество станет больше, наступит эпоха ренессанса. Но думаю, об этом говорить рано не только у нас, но и во всем мире. Не такое время. Уверен в одном: процесс выхода из-под социалистического гнета очень медленный, и периоды цикличности в некоторой степени логичны.
Спектакль "Предательство" с участием Максима Суханова гастролирует в Германии благодаря проекту La Saison Russe, в рамках которого публика Германии регулярно знакомится с балетными и драматическими спектаклями из России. Спектакль по пьесе Гарольда Пинтера можно будет посмотреть не только на фестивале Ruhrfestspiele (23-го, 24-го и 25-го мая на сцене театра города Марль), но и до этого - 21 мая на сцене бременского театра Musical Theater Bremen.