"Это шок, неужели глухота и слепота - свойство некоторых российских журналистов, в частности "Эха Москвы"?"

Saturday, 31 May. 2014

Андрей Малахов, обычно избегающий политических тем в своей программе "Пусть говорят", на сей раз не остался равнодушным к истории коллег, но все-таки и в откровенную политику умудрился не "вляпаться", построив обсуждение на чисто человеческих переживаниях всех фигурантов этой драмы.

В его студии один за другим появлялись мама, папа, сестра и любимая девушка Олега Сидякина (родственники Марата Сайченко по неизвестной причине в студию не пришли). Родители плакали, обнимая сына и его "названого брата", а простодушная мама призналась Андрею Малахову, что прежде, смотря программу "Пусть говорят", не верила, что все герои и истории здесь подлинные, а теперь вот и сама убедилась. Любимая девушка Сидякина, оказавшаяся "по совместительству" сотрудницей малаховского шоу, тоже не скупилась на эмоции, впрочем, в финале ее ждал впечатляющий, хотя и явно заранее спланированный хэппи-энд: возлюбленный на глазах миллионов зрителей и гостей студии достал из кармана коробочку с обручальным кольцом и вручил его подруге со словами: "Будь моей!"

Попытку же политизировать сюжет ведущий решительно пресек. Когда кто-то из экспертов, пользуясь уже привычным клише, назвал было новые украинские власти "хунтой", Малахов мгновенно парировал: "Мы с уважением должны относиться к выбору украинского народа".

Однако днем позже коллега Малахова с государственного канала "Россия" Борис Корчевников церемониться с "выбором украинского народа" и не подумал. Свой выпуск "Прямого эфира", посвященный той же драматической истории, он назвал не нейтральным словом "плен" (как в "Пусть говорят"), а жестко и определенно: "Узники хунты: за кем охотятся каратели". Ну и гости его ни в чем себе не отказывали. "Вся современная Украина - черная яма беспредела", - утверждали одни. "Украина сегодня скатилась на уровень сомалийских пиратов и латиноамериканских эскадронов смерти", - вторили им другие.

Впрочем, нашлись в ходе обсуждения супостаты пострашнее сомалийских пиратов - либеральные СМИ в лице радиостанции "Эхо Москвы" и телеканала "Дождь", по вине которых "наши ребята" чуть было не загнулись в украинском зиндане. И большая часть "Прямого эфира" свелась к гневному осуждению "предателей", которых называли "рупором хунты или Евросоюза, орудующим в самом центре Москвы".

"Это шок, неужели глухота и слепота - свойство некоторых российских журналистов, в частности "Эха Москвы"?" - фальшиво изумлялся ведущий, а ему вторили остальные гости программы (за исключением, пожалуй, самих главных героев, Сидякина и Сайченко, которые к общему хору обличителей либеральных СМИ, как это ни странно, не присоединились). Другие же участники ток-шоу призвали в конечном счете вчинить иск злодеям-либералам от лица всего честного журналистского сообщества или даже вообще закрыть эти СМИ, готовые "стрелять в спину и тебе, и мне". "Киевская хунта будет отвечать за свои преступления, - орали патриоты. - А когда эти-то ответят за все? Этим гнидам какой иск кто предъявит?" (Никого из представителей "этих гнид" в студию, разумеется, не позвали, как и полагается в современных теледискуссиях, где присутствует одна-единственная точка зрения, она же - единственно верная.) Градус ненависти к либеральным СМИ превысил градус ненависти к "хунте", хотя от предыдущей версии происходящего в Украине, несмотря на результаты выборов, создатели и участники "Прямого эфира" не отступились, объявив о приходе к власти "нацистов и откровенных фашистов".

Информационная война в эфире российских телеканалов после состоявшихся в Украине выборов президента не только не сбавила обороты, но и, напротив, неустанно их набирает. По-прежнему львиная доля всех новостей - с "украинского фронта". По-прежнему все так называемые дискуссионные программы посвящены Украине. И вот уже Сергей Кургинян в студии "Специального корреспондента" с пеной у рта поносит только что избранного украинского президента и делится сокровенной мечтой: "увидеть этого человека с самодовольным лицом за решеткой".

В программе "Политика" впервые за долгое время дали слово не только записным хулителям украинской власти, но и взвешенным и разумным Константину Ремчукову и депутату Верховной рады Украины Юрию Мирошниченко, которым потребовалось немало мудрости и мужества, чтобы противостоять своим рьяным оппонентам - режиссеру Бортко, журналисту Доренко, писателю Проханову и самому ведущему Петру Толстому. Последний почему-то присвоил себе право выступать от имени всей России, постоянно употребляя местоимение "мы". "Мы за диалог, но с кем вы нам предлагаете его вести? Мы не дадим забыть никому, что на Украине живет 20 миллионов русских, и расстреливать их с самолетов мы не позволим".

"Что должно происходить, чтобы Украина и Россия договорились?" - задал он вопрос, который, в сущности, оказался риторическим, ибо большинство экспертов говорили как раз то, что этот диалог делает маловероятным. "Шоколад Петра Порошенко замешан на крови. Это кровавый шоколад", - завывал метафоричный Проханов. "Тимошенко - змеюка подколодная", - рычал темпераментный Доренко. "Нет никакой Украины - есть бывшая Украина", - подвякивал им некий никому не известный "политический консультант".

И лишь здравые Ремчуков с Мирошниченко раз за разом, прорываясь сквозь этот слаженный вой ненависти, призывали коллег "работать на позитив, а не на разделение", уважать выбор украинского народа и считать, что Украина - не Россия, а самостоятельное суверенное государство, попавшее в беду, не торопясь обвинять Петра Порошенко в том, что он еще не сделал.

"Война и мир Петра Порошенко" - так озаглавили этот выпуск "Политики" его создатели, не скрывая своей собственной воинственности и явно не желая покидать окопы информационной войны, в которых они так прочно закрепились.

Война закончена? Забудьте! Наверное, даже когда в соседней стране все мало-мальски успокоится и устроится, они долго еще, подобно партизанам из анекдотов, которых не известили об окончании войны, будут партизанить в своих эфирных лесах, постреливая в "фашистов", которых сами придумали, и науськивая друг на друга страны и народы.

"Российские журналисты для новой украинской власти стали пособниками террористов", - заявил автор репортажа "Убойные выборы" Александр Рогаткин в программе "Специальный корреспондент". Ему виднее.