Европейские солдаты, воевавшие на стороне исламистов в Сирии, возвращаются домой

Saturday, 3 August. 2013

Европейские столицы пытаются спешно принять меры, которые позволили бы местным спецслужбам хотя бы отследить прибытие этих людей.

Причины для опасений действительно есть. По официальным данным, в рядах радикальных исламистских вооруженных формирований воюет не меньше 600 европейских граждан. Однако СМИ приводят совершенно другие цифры - по их оценкам в Сирии воюет от 2 до 10 тысяч граждан государств Евросоюза. Поверить в это нетрудно. По итогам проведенных в апреле-мае в одной только маленькой Бельгии журналистских расследований выяснилось, что в Сирии воюют, по меньшей мере, 200 одних бельгийцев, преимущественно арабского происхождения, завербованных на войну радикальной ваххабитской организацией "Шариат для Бельгии", свободно действующей на территории страны.

Как сообщил сегодня телеканал РТБФ, 9 ведущих государств ЕС - Германия, Франция, Великобритания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Италия, Швеция и Польша обратились с письмом к Европарламенту с требованием "в кратчайшие сроки" разрешить создание общеевропейского списка персональных данных авиапассажиров, который позволит отслеживать лиц, посещающих зоны вооруженных конфликтов. Сегодня главной целью такого обращения станет установление европейских боевиков, возвращающихся домой из Сирии через Турцию. По мнению координатора ЕС по борьбе с терроризмом Жиля де Кершова, все они "будут представлять явную террористическую опасность по возвращении в Европу". Впрочем, помешать возвращению боевиков, имеющих европейское гражданство, страны ЕС все равно не смогут, но, по крайней мере, эти люди могут быть поставлены под контроль спецслужб.

Европарламент ранее заблокировал предложение Еврокомиссии от 2011 о создании общеевропейской антитеррористической базы данных с информацией обо всех авиапассажирах, опасаясь, что это может привести к нарушению тайны личности и многочисленным злоупотреблениям персональной информацией.

Тем временем, вопрос о европейских поставках оружия антиправительственным силам в Сирии, будораживший умы и СМИ в первом полугодии этого года, тихо забылся. И, как сообщил сегодня ИТАР-ТАСС европейский дипломатический источник, вопрос о поставках европейского оружия сирийским повстанцам не стоит на повестке дня Евросоюза. "28 стран сообщества не планируют возвращаться к обсуждению проблемы поставок оружия оппозиционным силам в Сирии в обозримом промежутке времени, по меньшей мере - до конца августа. Этот вопрос не стоит на повестке дня институтов ЕС", - отметил он.

Министры иностранных дел ЕС на встрече в Брюсселе 28 мая провалили переговоры о пересмотре режима эмбарго на поставки оружия в Сирию. Они не смогли прийти к компромиссу ни о его отмене, ни о продлении или видоизменении этого режима. В результате срок действия эмбарго естественным образом истек 1 июня этого года, и с этого момента все страны сообщества получили право самостоятельно принимать решения о поставках оружия в Сирию.

В итоговом заявлении Совета ЕС 28 мая были прописаны три основных принципа, на основании которых государства сообщества договорились принимать свои будущие решения о поставках оружия в САР.

Во-первых, любая "продажа, поставки или передача оружия и военной техники, а также средств, которые могут быть использованы для внутренних репрессий, может осуществляться только в интересах Национальной коалиции оппозиционных и революционных сил Сирии /НКОРС/ и только в целях защиты гражданского населения". Как физически "средства для внутренних репрессий" могут использоваться для "зашиты гражданского населения" ИТАР-ТАСС в последующие месяцы не смог внятно объяснить ни один европейский чиновник. "Такая юридическая формулировка", - пожимают они плечами.

Во-вторых, страны ЕС обязуются "принимать адекватные меры предосторожности" особенно в отношении "конечных получателей военных поставок".

В-третьих, выдача лицензий на поставки оружия в Сирию должна осуществляться только на основании изучения каждого отдельного случая. То есть, проще говоря, если давать европейское оружие сирийцам, то только "хорошим", демократически настроенным, и при этом следить, чтобы они этим оружием /или боеприпасами/ не делились и не продавали террористическим группировкам в регионе. Возможность утери этого оружия или его захвата террористами документ не рассматривал. И чтобы все это реализовывалось на практике без проблем, нужно тщательно проверять каждую поставку оружия - кто продает, кто покупает и кто доставляет.

Следующий пункт итогового документа гласил, что "страны- члены не будут на данном этапе переходить к поставкам упомянутого выше оборудования". Фактически эта фраза стала ключевой во всем документе. Это обещание "под честное слово" оружием не торговать, хотя юридические препятствия для этого исчезнут в субботу. Причем обещание дано на совершенно неопределенный промежуток времени - "данный этап" никак не был определен.

В последнем абзаце, правда, отмечалось, что министры вернутся к обсуждению темы режима эмбарго до 1 августа и сезона летних отпусков, "на основании консультаций с генсеком ООН и по итогам процессов, связанных с реализацией российско-американской инициативы" по мирному урегулированию в Сирии. Этого, однако, так и не произошло - на последующих заседаниях Совета ЕС 24 июня и 22 июля эта тема даже не поднималась.

Что касается самих стран Евросоюза, то подавляющее большинство из них уже прямо и недвусмысленно заявили, что не будут поставлять оружие в зону сирийского конфликта. С такими заявлениями выступили, в частности, Австрия, Германия, Бельгия, Люксембург, Дания, Чехия, Латвия и ряд других государств.

Что касается главных сторонников отмены европейского эмбарго на поставки оружия в Сирию - Франции и Великобритании, то к настоящему моменту они так и не решились начать военные поставки сирийским повстанцам, главным образом из опасений, что европейское оружие попадет не представителям вооруженных формирований "умеренной, демократически настроенной оппозиции", а боевикам- исламистам.

Идея поставок оружия в Сирию сегодня в Европе настолько непопулярна, что парламент Великобритании в конце июля даже специально оговорил свое право заветировать любые решения кабинета Дэвида Кэмерона о военной помощи сирийским повстанцам.

Следует также отметить, что, по имеющейся информации, антиправительственные силы в Сирии испытывают, в частности, особую потребность в переносных зенитно-ракетных комплексах /ПЗРК/ для борьбы с авиацией правительственных сил. Однако именно этот вид вооружения считается одним из наиболее опасных с точки зрения попадания в руки террористических структур, так как может быть использован против взлетающих или заходящих на посадку гражданских самолетов.

Таким образом, сегодня Европа не столько озабочена вопросом, как повлиять на исход военного противостояния в Сирии, сколько проблемой минимизации угроз собственной безопасности, которые представляет этот конфликт.

Денис Дубровин, Брюсссель
ИТАР-ТАСС