За российские НКО заступились в Страсбурге

Monday, 15 July. 2013

Документ "Мнение комиссара Совета Европы о российском законодательстве о некоммерческих организациях в свете стандартов Совета Европы" готовился в течение нескольких месяцев. Основной материал для него был собран во время двух поездок Нилса Муйжниекса в Москву - в октябре 2012 года и апреле 2013 года. Кроме того, в январе текущего года он обсудил накопившиеся вопросы с российскими депутатами и сенаторами, принимавшими участие в очередной сессии ПАСЕ. По итогам своей работы представитель Совета Европы был вынужден признать: российские законы об НКО соответствуют европейским стандартам далеко не в полной мере.

В своем докладе Нилс Муйжниекс утверждает: в России сложилось "энергичное гражданское общество". Это, в частности, следует из того, что в стране действует более 220 тыс. некоммерческих организаций. По словам представителя Совета Европы, его собеседники в "правительствах федерального и регионального уровней" называли НКО "очень важными и ценными партнерами", сотрудничество с которыми жизненно необходимо. Вместе с тем правоприменительная практика в РФ, как следует из доклада, сегодня нередко свидетельствует об обратном.

В обнародованном документе критике подвергается вступивший в силу в конце прошлого года закон об НКО, и в частности упоминающееся в нем понятие "иностранный агент". По словам господина Муйжниекса, россияне исторически связывают данное понятие со словами "шпион" и "предатель". При этом он ссылается на данные опроса "Левада-центра", согласно которому для 62% россиян словосочетание "иностранный агент" носит негативную окраску. "Получившие подобный ярлык организации не смогут нормально функционировать, так как люди (в особенности, представители государственных учреждений) будут избегать сотрудничать с ними, особенно по вопросу возможных изменений законодательства или государственной политики", - резюмирует комиссар Совета Европы.

Помимо этого, как отмечает представитель Страсбурга, в законе нечетко прописано понятие "политическая активность". Хотя "защита растений и животных" не должна подпадать под это определение, уже как минимум 14 экологических организаций подверглись внеплановым проверкам.

В целом же несколько сотен НКО к настоящему моменту привлекли повышенное внимание правоохранительных органов. При этом если представители властей в разговорах с господином Муйжниексом утверждали, что проверки носят плановый характер, то сами правозащитники эту версию категорически отвергали. О целях подобных действий собеседники комиссара Совета Европы давали противоречивую информацию: одни говорили о стремлении проверить деятельность НКО на экстремизм, другие - на соответствие закону об иностранных агентах, третьи - на соответствие законодательству РФ в целом.

Неразбериха проявилась, в частности, в том, как проходили проверки НКО. По данным Нилса Муйжниекса, с одних организаций власти требовали финансовую отчетность за 2010-2013 годы, с других - справки из санэпидемстанции, с третьих - результаты рентгенографии сотрудников.

В Страсбурге уверены: новое российское законодательство ставит под угрозу свободу собраний и ассоциаций. В частности, в работе НКО теперь запрещается участвовать лицам с двойным гражданством, например России и США. Вместе с тем это противоречит статье 11 Европейской конвенции о защите прав человека, которая гласит: "Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов".

Одобрение автора доклада вызвало заявление президента РФ Владимира Путина о том, что в стране должен быть создан независимый механизм по конкурсному распределению государственных финансовых потоков между НКО. По словам Нилса Муйжниекса, это свидетельствует о "стремлении российских властей поддерживать функционирование институтов гражданского общества". Вместе с тем, отмечает автор доклада, НКО должны иметь доступ и к другим источникам финансирования (в том числе иностранным) и при этом не находиться в ущербном положении по сравнению с теми, у кого нет источников дохода за пределами страны.

В документе выражается обеспокоенность и по поводу будущего российских НКО. "В соответствии с международными стандартами должны быть лишь три причины для прекращения деятельности некоммерческих организаций: банкротство, долгосрочное бездействие и серьезные правонарушения", - утверждает Нилс Муйжниекс. Власти современной России, по его мнению, этот список расширили.

"КоммерсантЪ"