Ситуация вокруг Сирии переходит из стадии дипломатических переговоров в стадию "игры на нервах"

Sunday, 2 June. 2013

Россия жестко заявила, что поставки Дамаску ЗРК С-300 являются стабилизирующим фактором в сирийском конфликте. Сенсационную новость сообщил и президент Башар Асад: Дамаск получил первую партию комплексов С-300 и вот-вот ждет вторую. При этом все более туманными остаются и перспективы мирной конференции - если этот форум и соберется, то непонятно, насколько представительным он будет и какие решения примет.

Подготовка конференция: работают двойные стандарты

Конференция "Женева-2" должна состояться в середине июня, но пока в Москве и в Вашингтоне не знают точной даты встречи. Нет ясности и с ее возможными участниками. Единственный внятный ответ пришел из Дамаска: сирийское правительство готово к работе на форуме. Представители сирийских боевиков продолжают выдвигают неприемлемые условия: Асад должен уйти, пока он у власти - никакие переговоры не возможны. Правда, более умеренная часть повстанцев говорит, что достаточно гарантий об уходе Асада уже после неких договоренностей о перемирии. Под вопросом и участие в мероприятии Ирана. Запад упорно не желает видеть Тегеран в переговорном процессе.

Позиция Москвы остается прежней. "Другого пути урегулирования конфликта в Сирии, кроме созыва международной конференции, Россия не видит", - передает ИТАР-ТАСС заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова после очередного разговора с госсекретарем США Джоном Керри 29 мая.

При этом обстановка вокруг Сирии все меньше дает поводов для оптимизма.  Американская пресса сообщает, что США  разрабатывают целый ряд внештатных планов, в том числе, по установлению бесполетных зон под защитой ракет Patriot и бомбардировке сирийских самолетов. После этого становится понятно, почему Лавров после разговора с Керри заметил, что для успешного созыва конференции "надо, чтобы все работали честно и не допускали двойных стандартов: на словах выступать за конференцию, поддерживать эту инициативу, а на деле предпринимать шаги, которые по сути дела нацелены на подрыв этого предложения".

Активным лоббистом сирийской оппозиции и центром ее идеологической поддержки в США стал сенатор-республиканец Джон Маккейн, встретившийся на этой неделе с лидерами мятежников. По его словам, радикально настроенные боевики составляют лишь незначительную часть оппозиционного движения. "Мы можем распознать, кто есть кто, и оказывать поддержку нужным людям", - уверен Маккейн. "Поддерживать" - это, прежде всего, снабжать оружием и военной техникой. Позиция сенатора уже стала поводом для дискуссии среди американской политической элиты: в какие сроки и в каком объеме предоставить оружие сирийским боевикам. Необходимость такой поддержки вообще - не оспаривается.

Чего ждут сирийские боевики от ЕС и США?

Если почитать западные СМИ, то складывается впечатление, что сирийские боевики вооружены только легким стрелковым оружием, а танкам, самолетам и артиллерии Асада они могут противопоставить самодельные "зенитки" и "пусковые установки" с "кустарными" ракетами /по образу и подобию тех, что запускают палестинские экстремисты по территории Израиля/.

Источники в силовых структурах, говорят, что такое "оснащение" если и было у мятежников, то в период конца 2011 начала 2012 года. С лета 2012 года - фактически с момента вступления в конфликт Турции и контроля над частью турецко-сирийской границы - с современным оружием и оснащением у повстанцев все в порядке. Так, в  кадрах хроники появляются  автоматические гранатометы, минометы западного производства, а подбитые танки и БМП правительственной армии говорят об  использовании боевиками  гранат с осколочно-бронебойной боевой частью.

Еще в самом начале ливийского конфликта - в феврале 2011 года -  противники Каддафи передали тогдашнему президенту Франции Николя Саркози список "самого необходимого для боевых действий".  В списке значилось все, что нужно для "мобильной войны": бронированные автомобили, ручные пулеметы, средства связи, бронежилеты, ну и, конечно, РПГ и  автоматы Калашникова /АК почти всех модификаций производились в бывших странах Варшавского договора, которые теперь вошли в НАТО/. Тогда ливийские повстанцы получились весь "ассортимент товаров".  Теперь в качестве просителей выступают сирийские боевики. Но дело не в том, что у противников режима Асада чего-то не хватает. Отмена эмбарго ЕС на поставку оружия сирийской оппозиции опасна тем, что открывает путь к легализации поставок самого современного вооружения.  При этом никого не удивляет, что эти поставки могут осуществляться на безвозмездной основе, фактически под некие политические гарантии в будущем.

Ливийский сценарий для Сирии

"Победу получит тот, кто имеет господство в воздухе" - это универсальный принцип войны.  Как бы прекрасно ни была оснащена оппозиция, без поддержки с воздуха ждать от нее серьезных успехов бессмысленно. Поддержка с воздуха - это не только применение ударной авиации, но и рекогносцировка местности, разведка, корректировка огня артиллерии.

"Господство в воздухе" могут обеспечить только страны НАТО. Но вот рискнут ли они вторгаться в чужое воздушное пространство, зная, что небо прикрывают С-300? Собственно, этим и объясняется жесткая "пикировка" по поводу поставок российских ЗРК Дамаску. А тут еще Москва на внеплановых учениях продемонстрировала, как  боевые расчеты С-300 "Фаворит" на полигоне "Ашулук" успешно отразили массированный ракетно-авиационный удар условного противника. Заявление Башара Асада о поставках С-300 нужно рассматривать как ответ на планы США и ЕС контролировать небо над его страной.

Иногда сирийский конфликт сравнивают с ливийским. Хотя в Ливии события  развивались гораздо быстрее, но "переломным моментом" в гражданской войне стало решение Запада о военной помощи повстанцам и контроле за воздушным пространством. Теперь наступил "момент истины" для Сирии. Если боевики начнут легально получать оружие и Запад попробует "закрыть" сирийское небо, то на работе дипломатов можно поставить крест.

В этом случае, война неизбежна, а на поле боя дипломатам не место.

Александр Садчиков
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

ИТАР-ТАСС