ПАСЕ думает об "умных санкциях" за смерть Магнитского

Wednesday, 26 June. 2013

Андреас Гросс - автор проекта доклада, который ПАСЕ обсудит и, вероятно, утвердит в сентябре - обвиняет российские власти в укрывательстве виновников смерти Магнитского, но при этом считает, что санкции в стиле американского "Акта Магнитского" не пойдут на пользу делу.

На вопрос Би-би-си, какими могли бы быть эти "умные санкции", швейцарский социалист Гросс ответил, что это можно решить лишь после того, как выяснится вся правда о смерти Магнитского в московском СИЗО, а также о его разоблачениях коррупции среди российских полицейских и чиновников.

Впрочем, в проекте доклада Гросс предлагает и нечто конкретное: он пишет, что страны Совета Европы могли бы последовать примеру Великобритании и отказывать в визах россиянам, подозреваемым в серьезных преступлениях.

По мнению Гросса, американцы, обозлив своими санкциями Москву, лишь затруднили поиск правды о событиях вокруг Магнитского.

"Для российского народа ничто не изменится к лучшему, если 18 человек лишатся возможности ездить в США", - сказал Гросс.

Призыв к ПАСЕ призвать

"Я призываю Ассамблею четко дать понять российским властям, что это укрывательство должно прекратиться, а настоящие злоумышленники должны быть привлечены к ответственности", - пишет Гросс.

Докладчик ПАСЕ призывает Россию - а она тоже входит в Совет Европы - сотрудничать со странами, в которых идет расследование случаев отмывания денег, о которых говорил Магнитский; привлечь к ответственности всех, кто виноват в смерти юриста; кроме того, прекратить посмертный суд над самим Магнитским.

На этом процессе, идущем сейчас в Тверском районном суде Москвы, сторона обвинения уже предъявила всех свидетелей и все возможные доказательства того, что Сергей Магнитский и его работодатель, британский финансист Уильям Браудер, в 2001 году незаконно уклонялись от налогов с прибыли от торговли акциями российских компаний.

Правда, свои доводы в суде еще не предъявила защита. Однако в случае Магнитского их и не будет: и родственники покойного юриста, и находящийся за пределами России Уильям Браудер отказались участвовать в суде, и подсудимых представляют назначенные адвокаты. При этом адвокат Магнитского Николай Герасимов, ссылаясь на волю родных, присутствует на заседаниях, но не участвует в них.

Путин не видит преступления

Консультант инвестфонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский был задержан российскими силовиками в ноябре 2008 года в рамках расследования дела о налоговых преступлениях и умер спустя год в СИЗО "Матросская тишина".

Незадолго до ареста он обвинил группу милицейских чинов и налоговых инспекторов в том, что они с помощью похищенных документов нескольких фирм Браудера украли из госбюджета 5,4 млрд рублей (230 млн долларов США).

Арестовали Магнитского те самые люди, которых он обвинил.

В марте этого года Следственный комитет России прекратил уголовное дело по факту смерти Магнитского "в связи с отсутствием события преступления".

До этого Тверской суд оправдал единственного официально обвиняемого в смерти Магнитского - тюремного врача Дмитрия Кратова.

Глава Hermitage Capital Уильям Браудер, а также правозащитники - в том числе и Совет по правам человека при президенте России - неоднократно заявляли, что Магнитский мог умереть от побоев и лишения его медицинской помощи.

Мать юриста настаивает на том, что следствием легализована заведомо ложная версия о гибели Магнитского от якобы сердечной недостаточности, которая маскирует жестокую расправу над ним в СИЗО.

В мае президент России Владимир Путин заявил, что в смерти в СИЗО юриста Сергея Магнитского не было ни злого умысла, ни преступной халатности.

"Не было ни пыток, как об этом говорили, не было ничего другого, что требовало бы привлечения к уголовной ответственности должностных лиц. Это дело закрыто", - сказал Путин в интервью телеканалу "Россия-1".

"Би-би-си"